Карело-Мурманский край. 1933, N9-10.
№ 9— 10 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 59 Пок о р е н и Путь этот не был пустынен. Сперва в поисках про хода в богатый торговый город Мангазею, позже в Ар хангельск ходило студеным полярным морем велийое множество судов. Но даже идя в Карское море далеким от берега курсом на Югорский шар, мореходцы ложили право руля, держась у крутых и скалистых Мурманских берегов. Море было неизведано и страшно. У берега казалось надежнее. На всякий случай оставались малые моряцкие шансы на спасение. Бухты и островки, хоть и незнако мые, могли спрятать от шторма. Тоскливо и жутко было плавать вдоль Мурмана. Гро мадные утесы выползали далеко в море; спрятанные туманом гряды камней невидимым и смертельным барь ером преграждали вход в губы. Над пустынными скалами, над пустынным морем кружили чайки. Многобальные ветра били в берег и в берег несло судно. А разве где спрячешься? Разве найдешь тихую воду надежной бухты? Хоть и не мало их на Мурмане, но нет хороших карт, лоций, маяков. И тысячи тонн ледяной полярной воды тысячей таранов обрушивались на судно. Как туго надутый мяч упруго и легко швыряли его на берег, на камни, на смерть. Даже грубого деревянного креста некому было поста вить у нерытых моряцких могил. Те, кто счастливо выбирались на обледенелые скалы, погибали от холода, голода, цынги. И все же суда ходили берегом. Моря не знали, его боялись. Хотя гораздо безопаснее было плавать морем, где нечего опасаться туманов и сумасшедших нордовых ветров. Так было еще 20—25 лет тому назад. * ** На голом и диком месте большевистская воля и креп кие большевистские руки создают города, заводы, фа брики. В белые поля старых географических карт вносятся поправки и дополнения. Но большевики не только переделывают сушу. Они завоевывают моря. Наш траловый промысел яркое дока зательство этому. Центральный район Баренцова моря. Гольфштрем. Еще 1 0—15 лет назад здесь было пустынно. Лишь изредка забредало какое-либо экспедиционное судно. Сейчас не то. Апрель месяц. Поискозый тральщик „Судак" обнаружил рыбу. Около тридцати судов прибежало промышлять. Ночью с мостика видно, как тральщика окружают огни. Их сотни. Высоко-красные на мачтах, зеленые и белые внизу вдоль бортов. Днем показываются и сами траль щики. На расстоянии полумили друг от друга спускают тралы, кружат вокруг буев... За добрые пятьсот километров к северо-западу от Мурманска, в местах, куда еще совсем недавно снаряжа лись редкие эскпедиции, сейчас промышляют десятки мощных советских траулеров. Когда рыба уходит, поисковые суда следят за ней, разыскивают новые косяки, разбегаются по новым рай онам. Медвежинская банка у острова Медвежьего, остров Колгуев, Гольфштрем, Финмаркенская банка—-все эти места стали обычными промысловыми районами. И штур мана опытной рукой прокладывают курс к далеким по лярным параллелям. Регулярный инструктаж, практическая помощь, опера тивное руководство, даже когда суда находятся в разных районах, — обеспечивают подлинную борьбу за рыбу. * * * — Так добрый день, товарищи капитаны, помдирек- тора и секретари ячеек. Добрый день! Говорит „Кит“ . Открываем совещание... В каюте радиста тесно и накурено. Тральщик круто кладет на борт, и черные шеи ланкерных фонарей заби рают воду. Из 60 траулеров Севтралтреста—в море 45. Надо обеспе чить судам сырьевую базу, чтобы не гонять их зря по морю. М и х а и л П е т р о в и ч К у з н е ц о в — начальник от дела добычи— ведет совещание. Он рассказывает о по ложении в море, говорит, где найдена рыба, переставляет, суда, советует, как работать с новым тралом. Потом неутомимый флагманский радист спокойным и низким баском, словно разговаривает он с соседом, а не с су дами, штормующими на десятки миль, дает позывные всему флоту. — Два — РТ! Два — РТ! Михаил Петрович кончил Сейчас он послушает ваше мнение. Устанавливаем очередь. Устанавливаем очередь. Говорит „Нева", затем „Лещ", „Коминтерн", „Микоян", „Семга“ , „Киров"... Просим высказаться капитанов, помдиректоров и секретарей ячеек: „Нева", начинай. Перехожу на пр^т£). Поворот выключателя, сухой т'реск и в радио-рубку доносится: — Добрый день, Михаил Петрович! Добрый день, товарищи капитаны, помдиректора и секретари ячеек. Ясно вижу вас, Михаил Петрович. Ясно вижу. Я так думаю, что вы правы. Рыба должна быть на Финмар- кенской. Только считаю, что „Рыбца" и „Двину" надо послать в Гольфштрем. Пусть там пощупают... Так, я кон чил, передаю телефон нашему помдиректору, он о между- вахтенном соревновании будет говорить... Новому человеку это покажется странным. Казалось бы, куда дальше. Полярное студеное море. И на тяже лых волнах его далеко на десятки и сотни миль друг от друга разбросаны суда. Куда им, с их 700 лошади ных сил, бороться с морем. Продержался месяц, прибе жал в порт и ладно. Пофартило, напал на рыбу, за 6 —7 дней взял полный груз — хорошо. А нет, ну так что ж. Рыба, она под водой, а пароход на воде. Не найдут друг друга, ничего не поделаешь. Так оно и было. Четыре утлых маломощных траулера промышляли в Баренцовом море. Ловили только летом. На зиму ходили отстаиваться в Архангельск и Нор вегию. Радио ставить не хотели. Каждый промышлял на свой риск и страх. Мы хозяйничаем иначе. Нам нельзя надеяться на „фарт". Надо изучить рыбные пути, искать рыбу тщательно и кропотливо, чтобы промысел был не сезонный и слу чайный, а постоянный. И как на заводе хороший ди ректор устраивает ежедневные совещания, обсуждая на них работу прошедших суток и намечая дальнейший оперативный план, так и в море регулярно и ежедневно неутомимый Кузнецов, с ввалившимися -от бессонницы глазами, инструктирует капитанов, советуется с ними, проводит совещания. И отделенные железной обшивкой кают и долгими милями горькой морской воды, ежедневно советуются
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz