Карело-Мурманский край. 1933, N9-10.
№ 9 — 10 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 57 вынуждает признать этот фактор постоянной величиной для траулеров всех типов. Переходим к починке трала. Починка трала зависит от характера грунта—рельфа дна, уловов, размера трала, качества пеньки, технических навыков команды и т. д. Все эти факторы не характеризуют траулер, как технико конструктивную единицу, поэтому, казалось бы, что этот элемент режима мы тоже должны опустить, как это было выше сделано с уборкой рыбы и поисками рыбы. Но это было бы не совсем правильным, так как технические особенности траулера частично оказывают влияние на починку трала, вернее не на починку трала в прямом смысле слова, а на разрывы трала, которые подготавли вают починку его. Известно, что траулеры имеют разную скорость хода с тралом. Так, старые траулеры тралируют со скоростью 1i/ 2 —2 узлов в час, а новые большие траулеры типа „Дзержинский" со скоростью 3— 4 узлов в час *. Ясно, что последний облавливает в одно и то же время площадь в два раза большую, чем первый. А чем большая площадь морского дна облавливается, тем больше вероятность задева и вытекающего отсюда разрыва трала. Сравнивая починку трала на двух диаграммах, видим, что в средне-годовом итоге наибольшие показатели по этому элементу режима наблюдаются у малых трау леров, а при работе в одинаковых пространственных и временных условиях малые траулеры занимают третье место. Нетрудно заметить связь с чистым тралированием: более интенсивное тралирование в средне-годовом итоге сопровождается повышенной починкой трала, снижение тралирования в равных условиях влечет перемещение на то же третье место и по починке трала. Наличие повышенных показателей у больших и дизельных трау леров на диаграмме 2 нам представляется следствием большой скорости хода с тралом этих двух типов судов и плюс большого pa3vepa трала у больших траулеров. Нам остается еще рассмотреть „простои“ по „прочим причинам", под которыми мы понимаем „простои* из-за ремонта механизмов в море, потери трала, перехода на запасный трал и т. д. На диаграмме 1 мы видим наибольшие показатели по этому элементу у дизельных траулеров, что объясняется включением в этот элемент времени поисков погибших траулеров. При работе в от носительно равных условиях наибольшие „простои" по прочим причинам имеются в режиме отечественных траулеров, что является следствием частых аварий в работе траловых лебедок, механизмов машин, а также частично следствием неудовлетворительного укомплекто вания команд отечественных траулеров, в числе которых при недостатке работников соответствующей квалификации брали всех случайных людей, что не могло соответству ющим образом не отразиться на работе механизмов и трала. Малые траулеры на обеих диаграммах имеют наименьшие показатели, что помимо технических особен ностей объясняется и меньшей средней длительностью рейса, а чем продолжительнее рейс траулера, тем больше вероятности поломки и ремонта машин в период про мыслового плавания. Кроме того, в 1932 г. ‘работали в море немногие траулеры этого типа, лучшие по своей технической и промысловой оснащенности, — все это и обусловило выгодное положение малых траулеров с точки зрения показателей этого элемента режима. 1 „Экономический анализ работы рыболовных траулеров”. Издание Ленинградской Судоверфи, 1930 г. В части уловистости мы видим перемещение дизельных траулеров с последнего места в диаграмме 1 на второе место в диаграмме 2, большими — сохранение своего первенства и перемещение отечественных со второго на третье место. Возможность объяснения этих перегруп пировок затруднена, если исходить только из факторов технического порядка. Различие биологических условий, обусловливающих ха рактер концентрации косяков рыбы, делает совершенно невозможным уяснение роли технического фактора в уло вистости. Некоторое относительное абстрагирование от раз личий естественных условий мы получаем, когда ста вим траулеры в один район в одно и то же время про мысла, т. е. когда смотрим нч диаграмму 2. Оказывается, что большие и дизельные траулеры явля ются б лее \ловистыми— 6 центнеров и 5,65 центнеров за час чистого тралирования против 5,24 центнеров оте чественных и 5,13 центнеров малых траулеров. Безусловно, большая скорость хода с тралом больших и дизельных траулеров является одной из существенных причин их большей уловистости. Кроме этого, здесь должно быть отмечено и такое обстоятельство, как боль ший размер трала у больших траулеров. Теперь мы подошли к итоговой части нашей статьи. Мы должны решить вопрос о желательном типе траулера, исходя из режима его работы в море. Встает принципи альный вопрос: какой элемент или группа элементов ре жима должна лежать в основе и быть критерием этого решения? Нам представляется совершенно бесспорным, что таким элементом должно быть чистое тралирование, как наиболее важный элемент, определяющий экономи ческую эффективность работы траулера. Но данных од ного чистого тралирования недостаточно, так как трали рование, как таковое, не имеет самодовлеющей ценности и решающим промысловым элементом оно становится благодаря обусловливающему влиянию на улов траулера, поэтому критерий должен представить арифметически выраженный синтез чистого тралирования и уловистости определенного типа траулера. Такой синтез можно получить, пользуясь следующей формулой где А — чистое тралирование в процентах к промысловому плаванию и В — улов за час чистого тралирования в центнерах. Произведение выражается для удобочитаемости в про центах и может быть принято, как коэффициент режима промыслового плавания. Произведя по этой простой формуле расчеты для тра улеров рассматриваемых типов, мы получаем следующие коэффициенты режима: для больших Р Т— 100% , для малых Р Т— 82°/0, для дизельных РТ — 96% и для отече ственных РТ — 76% . Эти данные позволяют на поставленный вопрос отве тить следующим образом. С точки зрения режима работы траулеров в море в 1932 г. лучшими являются большие и дизельные траулеры, средними — малые траулеры и худшими —-отечественные траулеры. Выше мы уже отмечали две основные причины, обусловившие низкий коэффициент промыслового плава ния у отечественных траулеров. Это технические недо статки их и неудовлетворительный состав команд. Из технических недостатков следует назвать частые аварии траловых лебедок, в результате которых траулер вынужден был возвращаться с моря ранее планового срока окончания рейса. Кроме этого, на некоторых
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz