Карело-Мурманский край. 1933, N9-10.

56 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 9— 10 тралирование у больших и дизельных траулеров пре­ уменьшено из-за поисков погибших траулеров, что также делает материал недостаточно точным для целей сравнения. Для целей окончательного решения вопроса о преиму­ ществах режима траулера определенного типа необходимо, кроме чистого тралирования, рассмотреть еще другие элементы режима, которые условно будем называть отрицательными. Беря таким выборочным методом пока­ затели остальных элементов режима в тех же районах и в те же месяцы, как и при рассмотрении чистого тра­ лирования, мы получаем картину, представленную на диаграмме 2 (см. диаграмму). ДИЯГРЯММП №2. СРЯВНИТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ ТРЯУЛ£РОВ РЯЗН 0 ГО ТИПЯ В % ПРОМЫСЛОВОГО ЛЛЯВЯИИЯ. КУГОВНЖ aSOjWViKriji Здесь мы не приводим данных по некоторым элемен­ там режима, как, например, уборка рыбы и поиски рыбы, так как их показатели ни в какой мере не помогают уяснению вопроса технико-конструктивной приспосо­ бленности определенного типа траулера к специфическим условиям промысла в море. Оба эти элемента режима, как уборка рыбы, так и поиски рыбы обусловлены организацией труда на траулере, квалификацией команды, опытностью капитана и т д., одним словом, вежчина показателей по этим элементам зависит, главным образом, от организационно-производственных, а не технических факторов, если не считать скорости хода траулера „с банки на банку" в поисках рыбы Переходя к рассмотрению отрицательных элементов режима, приведенных на диаграмме, замечаем, что в части спуска-подъема трала наибольшие показатели у отече­ ственных траулеров, наименьшие у малых траулеров. У двух других типов траулеров — больших и дизельных тоже произошли изменения. Так, если в среднегодовом итоге у дизельных был наименьший показатель по этому элементу режима, то теперь они заняли второе место; но разница показателей с большими траулерами осталась почти такой же — 0,4°/о и 0)5% . Большие траулеры имели одинаковые показатели с малыми траулерами — теперь же у них превышение на 0 ,8% , что явилось следствием более интенсивного тралирования в эти месяцы промысла. Но в общем следует отметить, что амплитуда колебаний здесь зна­ чительно меньше и выражается в одном проценте, тогда как в средне-годовом итоге почти достигает 3 %. Спуск-подъем трала определяется совокупностью следующих, фактлров: мощность траловой лебедки, раз­ мер трала, глубина, уловистость, технические навыки команды и пр. Подходя к вопросу причинного объяснения наличия сравнительно больших показателей у отечественных и больших траулеров, следует исходить из предположения, что глубина дна и технические навыки команд являются факторами постоянными для всех типов траулеров. После этого становится очевидным, что повышенные показатели по спуску-подъему трала являются следствием неудо­ влетворительной работы траловой лебедки у отечествен­ ных траулеров и большего размера трала и большей уловистости больших траулеров. В части „простоев" по состоянию гидрометерологи- ческих условий малые траулеры попрежнему являются менее остойчивыми и имеют большие показатели по этому элементу режима, чем большие и дизельные траулеры. Любопытное перемещение наблюдается в положении отечественных траулеров. Так, если на диаграмме 1 они занимали лучшее место по остойчивости, то здесь перемещаются с первого на четвертое место. Большие же траулеры со второго места перемещаются на первое. Таким образом, с точки зрения приспособленности траулера к работе в условиях морского волнения следует признать лучшими большие траулеры, затем диз льные и худшими — малые и отечественные траулеры. В резуль­ тате следует отметить, что „простои” из-за штормов в режиме промыслового плавания обусловлены не только техническими факторами, но и производственными, как, например, навыки команды к работе при условиях вол­ нения. Известно что, „новичок" в море при шторме скорее теряет работоспособность, чем привыкший к морю моряк. Но отсутствие соответствующих данных, например, о производственном стаже команд траулера,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz