Карело-Мурманский край. 1933, N9-10.

№ 9— 10 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 55 ственные — 5,60 центнера, тогда как подъемы дизельных составляют всего 5,09 центнера и малых 5,24 центнера. Как ясно видно из вышеизложенного, режим работы в море рассматриваемых траулеров представляет довольно пеструю картину: мы не можем найти даже двух элемен­ тов, по которым траулеры разных типов имели бы с о ­ гласованные по характеру тенденции показатели. Встает вопрос, что лежит в основе этой пестроты? Наличие .различных показателей является ли результатом только чисто технических, конструктивных особенностей данного типа траулеров или здесь сказывается влияние естествен­ ных и производственных факторов, которые, как изве­ стно, различаются по районам и периодам тралового промысла в Баренцовом море. Безусловно, следует признать, что пестрота показа­ телей по отдельным элементам режима является, в боль­ шинстве случаев, следствием трех факторов: технических особенностей конструкции траулера, организационно-про­ изводственных условий и особенностей физико-геогра­ фической среды, на фоне которой протекает промысловая деятельность траулера в море. (Под физико-географиче- ской средой мы будем понимать различия грунта, рельефа дна, метеорологические условия, мрак полярной ночи и свет полярного дня, а под организационно-производствен­ ными условиями—организацию труда на траулере, систему зарплаты и т. д.). Различие условий, среди которых протекал промысел разных типов траулеров в 1932 г., делает почти несравни­ мым режим, если пользоваться средне-годовыми показате­ лями. Так, наличие сниженных показателей по чистому тралированию у больших дизельных траулеров во многом обязано такому стихийному бедствию, как авария трех траулеров в начале 1932 г., на поиски которых были брошены почти все дизельные и большие траулеры, бла­ годаря чему в их режиме видное место занимают „прочие причины”, куда заносилось в капитанских отчетах время поисков траулеров. Во-вторых, мы не можем получить верной сравнительно картины в части „остойчивости” судов, так как те же поиски погибших траулеров затушевали частично картину „простоев" по гидрометеорологическим условиям. Так, при определенной силе волнения, работа с тралом невоз­ можна, а поиски погибших траулеров при этой же силе волнения — возможны. При нормальных условиях про­ мысла это время падает на такой элемент режима, как „простои" из-за щтормов, а в условиях 1932 г. часть штормового времени у больших и дизельных траулеров попала в графу „прочие причины". Наконец, отечествен­ ные траулеры вступили в строй промысловой флотилии с мая месяца, что не могло не отразиться положительно на средне-годовом показателе этого элемента режима, так как период зимы отличается повышенной штормо- востыо, что и обусловливает повышенные показатели у других типов траулеров, работавших в течение круг­ лого года. • В третьих, отдаленные районы промысла, как, напри­ мер, Медвежинская банка, малыми и отечественными траулерами не облавливались, что ставит эти последние в заметно выгодное положение по сравнению с другими, так как режим Медвежинской банки, благодаря большим глубинам и неудобному грунту и рельефу дна отличается сравнительно низкими показателями по такому положи­ тельному элементу, каким является чистое тралирование. Можно еще назвать ряд внешних условий, которые различно влияют на режим разных типов траулеров, но и этих достаточно, чтобы уяснить себе мысль о невоз­ можности решить вопрос о преимуществах того или иного типа траулера с точки зрения режима его работы в море, исходя из средне-годовых показателей. Большее приближение к решению рассматриваемого вопроса мы можем получить, если будем пользоваться выборочным методом, а не средне-годовыми показателями. Чтобы получить сравнительные данные о технико­ конструктивной приспособленности траулера к работе в море, нужно траулеры разных типов поставить в оди­ наковые временные и пространственные условия про­ мысла; для этой цели, пользуясь выборочным методом, мы возьмем данные промысла в определенных районах моря в одно и тож е время и выпишем показатели режима в нижеприводимую таблицу: Ч и с т о е т р а л и р о в а н и е п о т и п а м т р а у л е р о в в п р о ц е н т а х к о б щ е п р о м ы с л о в о м у п л а в а н и ю Район Месяц Большие Р. Т. Малые Р. Т. Дизельн. Р. Г. Отечеств. Р. Т. Запад . | май 37,2 34,9 37,2 35,5 июнь 46,2 40,1 36,0 39,0 июнь 54,5 50,0 48,8 июль 55,8 60,2 54,9 54,9 Центр. . % август 52,9 51,9 52,9 53,0 1 ноябрь 35,2 32,2 34,3 28,8 I август 57,6 57,8 52,2 47,1 Восток . . ( сентябрь 58,8 65,4 52,4 46,0 1 ноябрь 31,2 25,6 35,4 31,0 Среднее . • — 49,9 46,6 47,1 41,9 Эта таблица показывает, как резко варьируют показа­ тели чистого тралирования по месяцам и районам у трау­ лера одного и того же типа и разного типа. Но самым интересным здесь являются средние итоги, производящие перестановку больших траулеров со срединного положе­ ния на первое место и дизельных с последнего на второе место. С точки зрАия годовых итогов малые траулеры, как мы видим выше, имели относительно наибольшие показа­ тели по чистому тралированию, но здесь, будучи поста­ влены в относительно сходные условия с другими трау­ лерами, перемещаются на третье место. Отечественные траулеры имели одинаковые показатели с большими траулерами, здесь же занимают последнее место и от­ личаются резко сниженными показателями по этому элементу режима не только от больших, но и от других типов траулеров. Кроме этого, средние итоги в этой таблице отличаются от средне-годовых своей большей величиной. Но данное обстоятельство объясняется тем, что выборочным методом взяты, главным образом, летние месяцы, когда наблюдается повышенная интенсивность тралирования и, кроме того, большинство данных при­ урочивается к относительно благоприятным по своим естественным условиям районам промысла, каковыми являются Восточный и Центральный район. По Медвежке не существует сравнительного материала, так как она облавливалась, главным образом, большими траулерами. Также мы не могли получить сравнительного материала в зимний период года, так как промысел отечественных траулеров, как выше отмечалось, начался с мая 1932 г., это во-первых, а во-вторых, чистое

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz