Карело-Мурманский край. 1933, N9-10.

54 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 9—10 число траулеров будет ежегодно расти десятками и в итоге мощность тралового флота будет исчисляться тремя сот­ нями траулеров. Для каждого очевидно, что решение вопроса о рентабельном типе траулера является чрезвы­ чайно актуальной задачей, предопределяющей характер программы по траулеростроению. II Вопрос о рентабельном типе траулера есть сложная проблема, к решению которой следует подходить с трех сторон: 1) со стороны количества выловленной или до­ бытой продукции, 2) со стороны показателей техниче­ ской эксплоатации, обусловливающей в основном себе­ стоимость траловой продукции, и 3) режима работы траулера. Все эти вопросы являются сторонами или ча­ стями единого целого, но в целях изучения это целое должно быть расчленено на составные части. В данной статье на основе материалов ГОИН’а делается попыт­ ка сравнительного рассмотрения режима работы всех четырех типов траулеров в Баренцевом море. Так поста­ вленная задача вынуждает нас пользоваться материалами только за 1932 г., так как только в 1932 г. могли быть собраны материалы, сравнительно характеризующие режим работы всех траулеров. При рассмотрении режима работы траулеров мы огра­ ничимся анализом так называемаго промыслового плава­ ния траулера, без промысловых переходов. К этому нас обязывает характер материала, имеющегося в нашем рас­ поряжении, во-первых, и во-вторых, — сознание того, что промысловое плавание является основным, решающим элементом общего режима работы тралового флота и, в-третьих — приспособленность траулера к условиям ра­ боты в море должна, главным оброзом, лежать в основе решения вопроса о рентабельности траулера с точки зрения режима его работы. Промысловое плавание слагается, как известно, из следующих элементов: спуск — подъем трала, чистое тралирование, уборка рыбы, починка трала, „простои" по состоянию погоды, поиски рыбы и прочие причины. Представление о соотношении этих элементов в режиме промыслового плавания по типам траулеров в 1932 г. дает следующая диаграмма (см. диаграмму 1). Д И Я Г Р Я М М Я Л е / РЕЖИМ ТРЯЛОВОГО Ф/ 70 ГЯ В / 932 п'П 0 типям с улов УОММЫСOSOJ/M9 /ГА/7алУ*/£- мши А г. ОГ£</£СТ& Диаграмма показывает, что наибольшее чистое тра­ лирование имеет место в режиме малых траулеров—41,9°/0 промыслового плавания и наименьшее у дизельных трау­ леров — 34 ,9% , а два другие типа траулеров — боль­ шие и отечественные, занимают промежуточное поло­ жение — 38,5 °/0. Спуск — подъем трала имеет наибольший удельный вес в режиме отечественных траулеров— 17,8% про­ мыслового плавания против 16 ,2% больших и малых траулеров и 15,7% дизельных траулеров. Уборка рыбы имеет приблизительно одинаковые пока­ затели у больших и малых траулеров — 0 ,63% и 0 ,6 0% промыслового плавания и повышенные показатели у ди­ зельных— 0 ,9 0% и у отечественных—-0 ,9 0% По починке трала на первом месте стоят малые трау­ леры— 10,90% промыслового плавания, затем боль­ ш и е— 10,55% , дизельные— 10,40% и, наконец, отече­ ственные —10,30% . В части „простоев" по гидро-метереологическим усло­ виям (под „простоями" мы понимаем вынужденный пере­ рыв в работе с тралом из-за штормов) заметно выде­ ляются своим повышенным показателем малые трау­ леры— 20,80% промыслового плавания. Второе место приходится на долю дизельных траулеров — 19,20% , третье — на долю больших траулеров — 18,70% и послед­ нее на долю отечественных траулеров— 17,40% . Поиски рыбы сравнительно наибольшее место зани­ мают в режиме больших траулеров — 7 ,84% промыслового плавания, затем у дизельных траулеров 6 ,80% и у малых траулеров — 6,20% . Наименьший удельный вес занимает этот элемент в режиме отечественных траулеров — 5,70% . По „прочим причинам" резко выделяются дизельные траулеры — 12,10% против 2 ,70% малых траулеров, 7 ,8 0% больших и 9% отечественных траулеров. По уловам за час чистого тралирования на первом месте стоят большие траулеры — 5,83 центнера и отече

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz