Карело-Мурманский край. 1933, N9-10.
52 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 9— 10 ние 437 тонн, грузоподъемность 150 тонн. Трюм обо рудован чанами и бочками для посола. Команда такого судна 17 человек. Продолжительность плавания 15 дней. Запасов на 18 суток. Для приведения в действие лебедок и других механиз мов, а также силовой и осветительной энергии служат две моторных установки. Паровая установка для отопле ния, подогрева воды для посолки, бани и других нужд вполне удовлетворяет все потребности. Лихтер-фактория имеет приемо-передаточную радио станцию. Лихтер-фактория представляет собою новый особый тип судов, совмещающий в себе завод первичной обра ботки рыбы и транспортное судно. Для мелких колхоз ных ботов это наиболее удобный и совершенный вид рыбоприемного плавучего пункта здесь же в районе про мыслов, сохраняющего дорогое промысловое время. * *❖ Наиболее интересный из видов строящихся на верфи судов это, так называемые, комбайны, т. е. комбиниро ванные суда для нескольких видов промысла. Комбайн, как показывает само название этого типа, приспособлен для комбинированного дрифтерного, тра лового и сейнерного лова рыбы, поверхностного и глу бинного, в течение круглого года, у кромки льда и в плавучем битом льде (имеет ледовый пояс). Размеры комбайна по длине 32 м, ширине 7 м, вы соте борта 3,8 м, водоизмещение 330 тонн, поднимает по лезного груза 70 тонн. Двигатель 200 сил, скорость 9,5 узлов в час, команды 18 человек, продолжительность плавания 18 суток, запасов горючего и других на 21 сутки. Комбайн вооружен одним тралом в 37 м и дрифтер ным порядком до 3 000 м с вожаком до 4 0С0 м. Выборка тралового порядка производится траловой лебедкой, 4 траловых дуги расположены по две на борту в носовой и кормовой части. Выборка дрифтерного порядка производится только дрифте;>ным шпилем через особого устройства борто вые съемные мальгогеры — вращательные аппараты для дрифтерного вожака и дрифтерного порядка. Комбайн, кроме главного моторного двигателя и под собного для электроосвещения, имеет и паровую уста новку для работы грузовой и траловой лебедок, дриф терного шпиля и брашпиля, для подачи пара в сало- грейку, обогрева мазутных цистерн и для отопления. Для использования ветра, как двигательной силы, ком байн имеет два паруса на грот и бизань мачтах. Комбайн оборудован сушилкой, душем, красным угол ком, имеет радио-установку. Комбайн, имея радио-связь, может уходить далеко от своих береговых баз, неся не только промысловую, но и разведывательную службу. * # 'Jfi Всеми своими достижениями верфь обязана хорошо сработавшему основному ядру работников. Организато ром верфи, несомненно, надо считать ее директора т. Стрелкова. Работающий с 1927 г. заведующий снаб жением т. Сапальский всегда во время умел доставить необходимый материал, надежды на который, казалось, были потеряны. Налаженная им заготовка древесины хозяйственным способом сберегла верфи не мало средств. Когда-то пом. мастера Еремеев, Алексей Егорович, теперь зам. нач. корпусного цеха — лучший знаток сво его дела; его практические знания служат энциклопе дией для некоторых инженеров. Рудаков, Бразговка, Заозерский, Ежов— простые плот ники в прошлом, выросли за 4 года до мастеров, имея богатый разнообразный практический опьт. Большинство рабочих рабог< ет на верфи по несколько лет. Выросли кадры рабочих. Верфь имеет уже не одного мастера, которым был в 1929 г. Михаил Панкратьевич Кучин, а 6 инженеров и 10 мастеров. * * * Верфь, как она есть, не справляется еще со всеми поставленными перед ней задачами. Мала и особенно резко сдерживает развертывание судостроения террито рия верфи. Не справляются с заданиям деревообделочный, куз нечный и механический цеха. Еще многие работы не механизированы. Узким местом является электростанция, водопровод и транспорт. Мурманской рыбной промышленности нужна большая, механизированная верфь, выпускающая десятки судов, начиная от пашек и шлюпок и кончая лихтерами и зве робоями. Два года назад трест „Рыбосудострой“, в ведение которого перешла ьерфь, начал строительство большой верфи, но так неудачно и неумело, что, затратив более миллиона рублей на свайные и земляные работы, вы нужден был приостановить стройку. До сего времени сиротливо торчат в заливе сотни свай — печальный па мятник бездарным „строителям” из „Рыбосудостроя“. Мурманским промыслам нужна верфь, нужны ее фили алы на побережьи и ремонтные базы. Должен быть со здан комбинат, сосредоточивающий в своих руках новое деревянное промысловое судостроение и ремонт. Громадное развитие рыбных промыслов, несомненно, предъявит в ближайшие годы большие требования к судостроению. Промыслам нужны будут более крупные суда, обору дованные по последнему слову техники, максимально механизированные, облегчающие работу команды, снаб женные радио и световой сигнализацией и полностью электрифицированные. В разрешении разнообразных и ответственных требо ваний в этой отрасли работы должны участвовать, кроме верфи, целый ряд хозяйственных и научно-исследова- тельских предприятий и учреждений и широкая рыбац кая общественность. Собрав и изучив богатый опыт работы моторных ботов на промыслах в различных ус ловиях, необходимо взять его за основу выработки но вого типа бота. Организация научно-исследовательской работы на верфи, отражающей работу и службу судов в море в различных условиях, совершенно необходима. Максимальная механизация всех работ на верфи, вве дение новых технологических процессов, освоение анти септиков и химической обработки древесины, внедрение новых процессов труда, конвейеризация работ — все это вызовет реорганизацию производственной деятельности верфи на основе новейших достижений и научных дан ных в этой области. С помощью всех Мурманских организаций, при под держке Мурманского ОК ВКП(б) и Окрисполкома, верфь сумеет разрешить поставленные перед ней партией и правительством задачи обеспечения промыслов высоко качественным рыбопромысло. ым судостроением. Б. Фаворов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz