Карело-Мурманский край. 1933, N9-10.

52 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 9— 10 ние 437 тонн, грузоподъемность 150 тонн. Трюм обо­ рудован чанами и бочками для посола. Команда такого судна 17 человек. Продолжительность плавания 15 дней. Запасов на 18 суток. Для приведения в действие лебедок и других механиз­ мов, а также силовой и осветительной энергии служат две моторных установки. Паровая установка для отопле­ ния, подогрева воды для посолки, бани и других нужд вполне удовлетворяет все потребности. Лихтер-фактория имеет приемо-передаточную радио­ станцию. Лихтер-фактория представляет собою новый особый тип судов, совмещающий в себе завод первичной обра­ ботки рыбы и транспортное судно. Для мелких колхоз­ ных ботов это наиболее удобный и совершенный вид рыбоприемного плавучего пункта здесь же в районе про­ мыслов, сохраняющего дорогое промысловое время. * *❖ Наиболее интересный из видов строящихся на верфи судов это, так называемые, комбайны, т. е. комбиниро­ ванные суда для нескольких видов промысла. Комбайн, как показывает само название этого типа, приспособлен для комбинированного дрифтерного, тра­ лового и сейнерного лова рыбы, поверхностного и глу­ бинного, в течение круглого года, у кромки льда и в плавучем битом льде (имеет ледовый пояс). Размеры комбайна по длине 32 м, ширине 7 м, вы­ соте борта 3,8 м, водоизмещение 330 тонн, поднимает по­ лезного груза 70 тонн. Двигатель 200 сил, скорость 9,5 узлов в час, команды 18 человек, продолжительность плавания 18 суток, запасов горючего и других на 21 сутки. Комбайн вооружен одним тралом в 37 м и дрифтер­ ным порядком до 3 000 м с вожаком до 4 0С0 м. Выборка тралового порядка производится траловой лебедкой, 4 траловых дуги расположены по две на борту в носовой и кормовой части. Выборка дрифтерного порядка производится только дрифте;>ным шпилем через особого устройства борто­ вые съемные мальгогеры — вращательные аппараты для дрифтерного вожака и дрифтерного порядка. Комбайн, кроме главного моторного двигателя и под­ собного для электроосвещения, имеет и паровую уста­ новку для работы грузовой и траловой лебедок, дриф­ терного шпиля и брашпиля, для подачи пара в сало- грейку, обогрева мазутных цистерн и для отопления. Для использования ветра, как двигательной силы, ком­ байн имеет два паруса на грот и бизань мачтах. Комбайн оборудован сушилкой, душем, красным угол­ ком, имеет радио-установку. Комбайн, имея радио-связь, может уходить далеко от своих береговых баз, неся не только промысловую, но и разведывательную службу. * # 'Jfi Всеми своими достижениями верфь обязана хорошо сработавшему основному ядру работников. Организато­ ром верфи, несомненно, надо считать ее директора т. Стрелкова. Работающий с 1927 г. заведующий снаб­ жением т. Сапальский всегда во время умел доставить необходимый материал, надежды на который, казалось, были потеряны. Налаженная им заготовка древесины хозяйственным способом сберегла верфи не мало средств. Когда-то пом. мастера Еремеев, Алексей Егорович, теперь зам. нач. корпусного цеха — лучший знаток сво­ его дела; его практические знания служат энциклопе­ дией для некоторых инженеров. Рудаков, Бразговка, Заозерский, Ежов— простые плот­ ники в прошлом, выросли за 4 года до мастеров, имея богатый разнообразный практический опьт. Большинство рабочих рабог< ет на верфи по несколько лет. Выросли кадры рабочих. Верфь имеет уже не одного мастера, которым был в 1929 г. Михаил Панкратьевич Кучин, а 6 инженеров и 10 мастеров. * * * Верфь, как она есть, не справляется еще со всеми поставленными перед ней задачами. Мала и особенно резко сдерживает развертывание судостроения террито­ рия верфи. Не справляются с заданиям деревообделочный, куз­ нечный и механический цеха. Еще многие работы не механизированы. Узким местом является электростанция, водопровод и транспорт. Мурманской рыбной промышленности нужна большая, механизированная верфь, выпускающая десятки судов, начиная от пашек и шлюпок и кончая лихтерами и зве­ робоями. Два года назад трест „Рыбосудострой“, в ведение которого перешла ьерфь, начал строительство большой верфи, но так неудачно и неумело, что, затратив более миллиона рублей на свайные и земляные работы, вы­ нужден был приостановить стройку. До сего времени сиротливо торчат в заливе сотни свай — печальный па­ мятник бездарным „строителям” из „Рыбосудостроя“. Мурманским промыслам нужна верфь, нужны ее фили­ алы на побережьи и ремонтные базы. Должен быть со­ здан комбинат, сосредоточивающий в своих руках новое деревянное промысловое судостроение и ремонт. Громадное развитие рыбных промыслов, несомненно, предъявит в ближайшие годы большие требования к судостроению. Промыслам нужны будут более крупные суда, обору­ дованные по последнему слову техники, максимально механизированные, облегчающие работу команды, снаб­ женные радио и световой сигнализацией и полностью электрифицированные. В разрешении разнообразных и ответственных требо­ ваний в этой отрасли работы должны участвовать, кроме верфи, целый ряд хозяйственных и научно-исследова- тельских предприятий и учреждений и широкая рыбац­ кая общественность. Собрав и изучив богатый опыт работы моторных ботов на промыслах в различных ус­ ловиях, необходимо взять его за основу выработки но­ вого типа бота. Организация научно-исследовательской работы на верфи, отражающей работу и службу судов в море в различных условиях, совершенно необходима. Максимальная механизация всех работ на верфи, вве­ дение новых технологических процессов, освоение анти­ септиков и химической обработки древесины, внедрение новых процессов труда, конвейеризация работ — все это вызовет реорганизацию производственной деятельности верфи на основе новейших достижений и научных дан­ ных в этой области. С помощью всех Мурманских организаций, при под­ держке Мурманского ОК ВКП(б) и Окрисполкома, верфь сумеет разрешить поставленные перед ней партией и правительством задачи обеспечения промыслов высоко­ качественным рыбопромысло. ым судостроением. Б. Фаворов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz