Карело-Мурманский край. 1933, N9-10.
№ 9—10 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ1КРАЙ 51 палубу не брал, Поворотливость и управле ние рулем отличные. Бот произвел первый вылов в 500 кг и промышлял в море один, так как остальные бота оставались в стано вище",^— так гласит акт комиссии Терибер- ского кооперативного товарищества. Такой же отличный отзыв был получен во всех ста новищах, где побывал „Норд“ . Экзамен был сдан показом. В первый же месяц после испытаний верфь получила заказы от колхозов и арте лей на 12 ботов. Спрос был — оставалось только удо влетворить его. Постройка ботов была освоена и началась массовая закладка судов. Но к ботам нужны пашки, ахтерки, доры и фансбота. Верфь привлекла местных финнов ку старей— шлюпочников и наладила и это массовое про изводство. В 1927 г. верфь имела оконченные постройкой кры тый эллинг на единовременную закладку и постройку 4 ботов и дом для общежития и конторы, законсер вированный недостроенный лесопильный завод, не имев ший площадки для сырья и пиловочника. С конца 1929 г., с возобновлением работы верфи, не достроенное здание завода было оборудовано сперва, частично, под шлюпочную мастерскую, затем в середине 1930 г. половину помещения занимали модельная и то карная, а с конца 1931 г. столярная мастерская заняла вторую половину. Впоследствии столярная мастерская была оборудована различными деревообделочными стан ками. Расположенная далеко от города верфь освещалась керосином. Так как такое освещение было и скудно, и опасно, и, наконец, просто некультурно, была построена маленькая электростанция. Так началась электрификация верфи. , Появляются „складские помещения" — простые навесы, сколоченные из горбылей и предохранявшие материал, лежащий на земле. В 1931 г. строится рубленный склад, но „складские помещения" еще остаются. Существующая сейчас кузница — просторное помеще ние с экскаустером и даже приспособлена для производ ства цветного литья. А еще совсем недавно кузнец Дру- вин на ручном горне выполнял „все заказы" на верфь, успевая делать и „ширпотреб"... Отсутствие механической мастерской заставляло все поделки выполнять вручную, кустарным холодным спо собом— и дорого, и плохо. Иного выхода не было. Един ственные в Мурманске механические мастерские Севгос- рыбтреста на своих 5— 6 станках задыхались в работе. В 1930 г. верфь организует и примитивно производит оцинковку болтов, гвоздей и прочих железных поковок. К 1931 г. рост верфи позволяет выпускать продук цию лучшего качества и значительно дешевле предыду щего года. Это, конечно, отразилось на спросе. Ры баки и, особенно, колхозы охотнее брали бота Мурман- схой верфи, чем Архангельской или Сорокской, ставшей в средине 1931 г. филиалом Мурманской верфи. Несмотря на значительно развитое подсобное хозяй ство верфи и рост его против прежних лет, оно все же является тормозом, замедляющим темпы выпуска ботов и не позволяющим сокращать сроки нахождения ботов в постройке. Гордость Мурманской верфи— зверобои. И, действи тельно, постройкой после 14-метровых рыбопромысло вых ботов зверобойного судна длиной в 33 м, шири ной в 7 м, высотой по борту от киля до палубы 3,8 метра, водоизмещением в 435 тонн и полезной грузо подъемностью в 150 тонн — можно гордиться. Зверобойные суда предназначены для промыслов мор ского зверя: тюленя, моржа, нерпы, белухи, морского зайца и белого медведя в Баренцовом и Белом море среди льдов. Судно предохраняется от льда ледовой обшивкой, идущей сплошь в подводной части. Кроме 2 0 0 -сильного двухцилиндрового мотора типа „Болиндер", судно оснащено еще и 2 парусами. Ско рость судна в полном грузу при 3-бальном встречном ветре достигает 8 узлов в час. Судно расчитано на про должительность плавания без захода в порт и пополне ния запасов на 4 месяца. Экипаж составляют 8 чело век команды и 10 зверобоев — промышленников. Трюм оборудован танками для жира. Лебедка и дру гие механизмы приводятся в движение 18-сильным дви гателем. Для электроосвещения используется специаль ная установка дизель-динамо. Оборудование жилых помещений отвечает всем требо ваниям судовой санитарии. Кроме двухместных кают, столовой, красного уголка, имеется баня, душ, ванна, сушилка. Судно имеет приемопередаточную радио-уста новку, используемую во время перерыва в работе по сношению с другими зверобойными судами, как тран сляционный судовой узел. Другой тип строящихся верфью судов — лихтер-фак тория. Лихтера-фактории — транспортные несамоходные суда, принимают с рыбопромысловых судов рыбу и во время транспортировки обрабатывают ее в полуфабри кат, сдавая для дальнейшей переработки на береговые рыбообрабатывающие заводы. Лихтер-фактория может быть использована и как транспортное судно. Лихтер-фактория представляет собою двухмачтовое судно, имеет паруса, расчитан на возможную установку мотора и превращение в самоходное судно. Длина судна 30 м, ширина 7,8 м и высота борта 4 м\ водоизмеще Спуск зверобоя на Мурманской верфи.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz