Карело-Мурманский край. 1933, N9-10.
50 КАРЁЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 9 - 1 0 М у р м а н с к Первое освоение мурманских богатств после ликвида ции интервенции началось с рыбы. Громадные простран ства Баренцова моря с громадными, тогда еще совершенно неизученными, косяками сельди и трески облавливались только в прибрежной полосе. Имевшийся „флот”— един ственный тральщик да несколько десятков моторных ботов — конечно, не мог расцениваться хоть сколько- нибудь значительно, а парусные и весельные елы, шняки и брамы были привязаны к берегу и мОгли промышлять только в тихую погоду. Тресковый и, особенно,сельдяной промыслы требовали не одиночку — рыбака, а коллектив, могущий дать наи более целесообразный и экономически эффектный ре зультат лова. Задача быстрейшего освоения рыбных промыслов, оче видно, заключалась в росте количества рыбацких ботов, в применении новых методов активного механизирован ного лова, основанных на новейших научно-технических достижениях в этой области, в повышении качества рыбацкой посуды, вводящей новую культурную технику лова. # * * Первые попытки деревянного судостроения на Мурмане делались кустарями-одиночками, исключительно зажиточ ными или кулаками, для себя и в крайнем случае в ка честве подряда. Число построенных ботов было ничтожно мало и не могло даже пополнить ежегодную убыль. В 1926* г. в Мурманске организуется „Товарищество Рыбопромыслового Судостроительства и судоремонта". Учредителями товарищества явились Окр. Земельное Упра вление Мурманского Окрисполкома (тогда еще губерн ского), „Желрыба", Териберское кооперативное и Мар- кановское переселенческое сельско-хозяйственное това рищества. Первоначальный капитал этого товарищества составлял 38000 рублей. В его задачи входили постройка мелкой посуды, главным образом ел, и такой ремонт, который не мог быть произведен на берегу силами са мих рыбаков. Товариществу был отведен участок на Халдеевом мысу близ г. Мурманска. Для постройки судов был сооружен крытый эллинг с расчетом единовременной закладки до 6 ел. За два года— 1926 и 1927—было построено 37 парусных ел. В 1928 г. верфь начала осваи ать по стройку ботов и за год построила 7 единиц. Отсутствие чертежей, квалифицированной рабочей силы и мастеров сильно отражалось на качестве постройки. К тому же верфь не имела ни кузницы, ни каких либо других ма стерских, что удорожало стоимость постройки. Новых заказов не поступало, а строить на „покупателя" верфь, не имея оборотных капиталов, не могла. Коопе ративные товарищества рыбаков, даже солидные (по тому времени), не могли приобретать дорого стоящих ботов. Отсутствие моторов отечественного производства также отрицательно влияло на развитие ботостроительства, за держивая его рост. Верфь консервируется с 1928 по конец 1929 года. # * В конце 1929 г. верфь переходит в ведение Мурман ского Рыбаксоюза, объединявшего к тому времени все рыбацкие кооперативные артели и товарищества и еще молодые колхозы западного и восточного побережья Мурмана. Основным соображением для перехода верфи в систему Рыбаксоюза была необходимость организован ного ремонта ботов. В октябре на верфь назначается директором т. Г. В. Стрелков. Законсервированная верфь начинает оживать. Производится подбор людей, ранее работавших на верфи. Создается крепкая снабженческая часть, принявшая на себя всю тяжесть обеспечения верфи материалами в ор ганизационный период в трудных условиях внепланового снабжения хозяйственным способом. В декабре 1929 г. появляются первые рабочие и на чинается заготовка материалов. * * * Что строить? Какой выбрать тип, чтобы это был наи более универсальный бот, расчитанный на укрупненное коллективное рыбацкое хозяйство, чтобы он активизиро вал промысла, увеличивал добычу и обладал высокими мореходными качествами? Рыбаки знали различные типы ботов. Каждый тип имел свои положительные и отрицательные качества. Директор верфи т. Стрелков объезжает ряд становищ. На широких собраниях рыбаков тщательно разбирается и обсуждается каждый тип ботов. После долгих обсуж дений по ряду становищ Мурманского побережья общий выбор подавляющей массы рыбаков остановился на мо торном боте „Касатка" типа парусного моторизирован ного куттера. По составлении проекта обводы были несколько из менены, чем были достигнуты большие мореходные ка чества (остойчивость). Первая серия была заложена в количестве 4 ботов. Три месяца строились первые бота. На их постройке учились кадры рабочих, обсуждалось наиболее рациональное упо требление материалов. Лучше и надежнее делались креп ления с расчетом удобств, легкости и быстроты прове дения будущего возможного ремонта. Тщательно планировались помещения кубрика и ма шинного отделения с ходовой рубкой. Не мало вечеров, до поздней ночи, проводили в цеху техник К. Ф. Катаев с мастерами Кучиным и Еремеевым. По окончании постройки и снаряжения первого постро енного бота „Норд“ были назначены испытания. Погода была нарочно выбрана непромысловая. Летней дождливой ночью при ветре в 3—4 балла „Норд" вы шел из Мурманска в Териберку, показав в пути хорошую ходкость и прекрасное управление. Судно великолепно слушалось руля. Точно работал двухцилиндровый 35-силь ный „Дейтц“ , запуск которого производился сжатым воздухом, что особенно нравилось рыбакам, имевшим дело с „Болиндером", который требовал на разогрев бо лее получаса и отчаянно коптил. В Териберке после осмотра бота рыбаками группа выборных—наиболее опытных рыбаков— вышла на проб ный промысел при 6-бальном ветре и волнении. „...выкидка сетей в море и обратная вы- метка их с кормы при 6-бальном ветре и сильном волнении были произведены удовле творительно; сеть не попадала под корму и не путалась. Бот был остойчив и воды на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz