Карело-Мурманский край. 1933, N9-10.

28 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 9 - 1 0 ---------------- В некоторых случаях, когда ус должен охватить уча­ сток леса, отдаленный от магистрали, он может быть устроен в виде тупика, но окончится непременно петлей, проходящей по лесобирже или по участку насаждения, если погрузка будет зимняя, без устройства бирж. Окончательный выбор между тем или иным типом усов будет зависеть, главным образом, от конкретных условий запаса, рельефа и т. д. Жилстроительство Имея возможность благодаря круглогодичному механи­ зированному транспорту максимально осуществить кон­ центрированную рубку, мы ежегодно будем оголять около 30 кв. километров. При таких темпах мы со своим обычным типом жилищ будем отдалены от участков работы, или вынуждены ежегодно затрачивать крупные суммы денег, материалов и рабочей силы на новое строительство, пока еще не амортизовалось старое. Значительный размер .капиталовложений в жилстрои­ тельство, вызываемых концентрированностью рубки, де­ лает актуальной постановку вопроса, — не лучше ли разбросать места рубок на вдвое большей площади и эксплоатировать их в течении 2-х лет. Поскольку концентрация вводится не ради концентра­ ции, а для увеличения эффективности капиталовложений и снижения себестоимости, необходимо заняться спе­ циальными теоретическими подсчетами в этом направ­ лении. Однако, возможно и другое решение вопроса: строи­ тельство домов переносно-разборного типа специальной конструкции, соединяющей легкость разборки-сборки и перевозки с минимальной потребностью в дефицитных или завозимых издалека строймятепиалах. На ряду с этим, нужны также небольшие передвиж­ ные домики на санях. Но так как, кроме домов для рабочих, требуются квартиры для членов их семей, для контор, гаражей и прочее, а также собственные сельско-хозяйственные базы с полями, огородами, скотными дворами, которые без­ условно прчхоаится соз швать на много лет,— необходимо строить поселки постоянного типа в центральных пунктах, а также в местах, наиболее пригодных для сельского хозяйства, рыболовства и пр., чтобы произведенные за­ траты не утратили своего хозяйственного назначения и после ликвидации ЛМС, когда массив будет вырублен. Подобный подход тем более необходим, что мы должны ставить задачей не только освоение лесов, но и терри­ тории, занятой этими лесами. Создавая поселки, которые неизбежно будут нахо­ диться где то вдали от непосредственного места работ, надо озаботиться приложением к ним специальных авто- путей, которые позволят, в помощь переносному строи­ тельству, организовать развозку рабочих к местам ра­ боты и обратно на автомашинах, при соответствующим образом составленном графике суточного движения машин. Способ развозки рабочих широко применяется в дан­ ное время в Карелии и должен быть сохранен в той или иной степени, как уменьшающий размер капитало­ вложений в жилстроительство. Один краткий перечень, совершенно не затрагиваю­ щий вопросов самого транспорта, проблем, связанных с организацией механизированного транспорта, показы­ вает, насколько сложна задача использования автомобиля в лесу, насколько продуманно надо подходить к созданию действительно образцовой рационализированной ЛМС. Предварительные подсчеты, вполне обоснованные на­ блюдениями над работой на опытных участках, иллюстри­ руют возможность до­ стижения исключительно высоких качественных по­ казателей. Технически возможная производительность ло­ шади своего обоза на вы­ возке составляет в усло­ виях ЛМС — 2 ООО ф/м и одного автомобиля — 30 ООО ф/м за год. Путь к достижению таких показателей тре­ бует упорной, настойчи­ вой, продуманной рабо­ ты, и теоретического, и практического порядка, но это не должно от­ пугивать. Необходимо только сосредоточить на этом участке внимание хозяйственников, обще­ ственности, ИТР и, в пер­ вую очередь, работников НИТО. А. Андриевский. Карелия. —Канадский лесоруб за правкой пилы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz