Карело-Мурманский край. 1933, N9-10.

№ 9—10 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 25 Выбор между окучиванием и трелевкой к зимникам производится на основании баланса рабочей и гужевой силы (летом обычно ощущается недостаток в рабочих), а также с учетом следующего фактора: там, где зимник проложен по тяжелому рельефу, не позволяющему про­ возить большой воз, удобный для прицепки его к авто­ мобилю, целесообразнее производить окучивание на лесосеке, после чего зимой навалка на сани будет произ­ водиться небольшими возами прямо в делянке. Там же, где профиль зимника позволит вывозить канад­ скими пароконными санями по 6—8 ф/м, необходимо вместо окучивания трелевать древесину к этим зимникам, где она зимой будет грузиться дерриками на парокон­ ные сани и вывозиться на ближайший участок автотрассы. Это очень важное соображение экономического порядка позволяет увеличить размер летней конной трелевки. Окончательное решение будет зависеть каждый раз исключительно от конкретной обстановки. Летняя конная трелевка производится посредством специальных трелевочных саней „Юмпари", в которых оба полоза соединены гибко, что позволяет лучше обхо­ дить препятствия. Главным достоинством „Юмпари" является применение цепи, позволяющей быстро увязы­ вать воз, который затягивается автоматически во время движения. „Юмпари" дают на коротких растояниях (до 120 м ) высокую производительность: летом 16 —20 ф/м на пару лошадей, а зимой 26 ф/м на 1 лошадь. Трелевка механическая Механическая трелевка лебедками намечается на пер­ вый год в виде 2-х аггрегатов, производящих трелевку на расстоянии 250 - 300 м, по системе „Хай-Лид“ и „Норт-Бенд". Производительность одной лебедки опытами КНИИМЭ еще не установлена окончательно. Она составляет на расстоянии за 150 м около 100 ф/м при 6 чел. обслу­ живающего персонала и при двигателе мощностью 40 сил. Однако, подтрелеванный лебедкой материал составляет огромную кучу беспорядочно лежащих бревен разных сортиментов. А так как эффективная работа автомашин невозможна без образцовых бирж сырья с рассортиро­ ванными, в порядке уложенными лесоматериалами, то необходимо при механической трелевке организовать выборку бревен из кучи, их развозку на биржи и укладку по сортиментам. Эта работа трудоемка, требует лошадей и снижает, примерно, вдвое эффективность рабочей силы лебедки. Подтрелеванная в летнее время древесина забивается песком и грязью и в торцах, и в коре, что будет тупить пилы при последующей рязделке и окорке древесины, особенно балансовой, и снижать производительность труда. Канадские рабочие очень считаются с этим фак­ тором и при конной трелевке в летнее время оберегают древесину от загрязнения, предпочитая производить рас­ кряжевку баланса до трелевки, после чего везут лошадьми и короткомер, устроив специальное приспособление к „Юмпари", устраняющее трение неокоренного ба­ ланса о землю. Проектируя механическую трелевку, нужно считаться и с тем, что в СССР еще не сконструирован тип лебед­ ки, наиболее пригодной для работы в лесу. Что касается . использования выгрузочных 2 - бара­ банных лебедок Севвостлеса, то они, по отзывам, мало пригодны для этой цели и к тому же нужны летом для сплавных работ. Карелия. — Автолежневка, уширенная на повороте. Вопрос о работе этих лебедок в лесу в зимних усло­ виях еще не изучался КНИИМЭ и вызывает сомнение в эффективности по сравнению с конной зимней тре­ левкой, дающей на расстоянии 100 м , по данным КНИИМЭ, 36 ф/м на коне-день. Поэтому приходится механическую трелевку лебед­ ками проектировать на 1934 г. с большой осторожно­ стью, в количестве не более 2-х аггрегатов, рассматри­ вая их, как необходимый опыт в производственной обстановке. Конечно, механическая трелевка не ограничивается толь­ ко использованием лебедок. Возможны и другие виды механизации этого процесса, изучаемые сейчас в неко­ торых районах СССР филиалами ЦНИИМЭ. Не имея данных о результатах опытных установок конку­ рирующих систем, мы остановимся на том ме­ тоде, который специально изучает в условиях Карелии КНИИМЭ. Годичная производительность лебедки, учитывая удли­ нение расстояния трелевки, а также необходимость пере­ движения лебедок и трелевочных мачт, может быть ука­ зана лишь ориентировочно, поскольку в зимних усло­ виях лебедки еще не работали, — в размере 18 000 ф/м из расчета 80 ф /м в день или 36 000 ф/м на 2 ле­ бедки. Производительность человеко-дня определена в раз­ мере 8 ф/м и коне-дня 40 ф/м, из следующего расчета: 6 человек обслуживают лебедку на трелевке и 4 чело­ века производят отвозку на 2 здоровых лошадях с уклад­ кой по сортиментам в штабеля. Механическая трелевка не требует обязательного оку­ чивания, но окученный материал увеличивает ее произ­ водительность. Вопрос этот специально в смысле эффективности еще не изучен, т. е. не определено, что выгоднее — снизить производительность при валке или при трелевке, но безусловно при лесозаготовке надо так валить деревья, чтобы их не приходилось разворачивать во время тре­ левки. Во избежание этого в момент валки необхо­ димо знать направление будущей трелевки лебед­ ками, т. е. взаимно увязать между собой обе эти опе­ рации,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz