Карело-Мурманский край. 1933, N9-10.
24 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 9—10 Охарактеризовав основные моменты взаимной зави симости лесозаготовок и автотранспорта, приступим к конкретизации процессов валки, трелевки, погрузки- разгрузки, складского хозяйства и разделки в условиях Лососи некой ЛМС. Валка Как было сказано, валка проектируется не механиче ская, а рационализированная, осуществляемая канадским методом, приспособленным к особенностям автовозки. Валка производится узкими 10— 15 метровыми поло сами, при чем деревья валятся „в елку*, вершинами друг на друга, комлями в одну сторону, благодаря чему облегчается последующая очистка лесосек (вершины и сучья образуют одну общую длинную кучу посредине полосы). На лесосеке образуются свободные от хлама полосы для лесных трелевочных путей; на этих местах пни опиливаются наиболее низко. Тонкие сортименты обычно окучиваются на делянке вручную, а толстые трелюются лошадьми прямо к лесо вывозным дорогам. Тонкомер затем вывозился непосред ственно из куч. От этой схемы бывают отступления, в зависимости от времени рубки,— нет ли опасности заноса снегом и каков баланс рабочей силы, и транспорта, т. е. имеется ли недостаток рабочих и лошадей. Производительность труда при валке с окучиванием составляет, по наблюдениям КНИИМЭ,8 ф/м на1 чел/день, при чем рабочие не только окучивают лесоматериалы, но и производят очистку лесосек, с уборкой хлама, но без сжигания его. При валке без окучивания производительность лесо руба равна в среднем 11 ф/м. Эти нормы получены во всех случаях без окорки топорной или без пролыси- вания. Решение вопроса о выборе между этими явумя мето дами валки зависит, главным образом, от способа тре левки и от времени ее применения, о чем более под робно будет сказано в разделе трелевки. Снижение эффективности работы самого лесоруба при валке с окучиванием компенсируется повышением эффек тивности трелевки и очистки лесосек. Валка, в календарном разрезе, должна производиться с таким расчетом, чтобы создать необходимый запас древесины для обеспечения непрерывности вывозки, не создавая в то же время большого излишка сваленной древесины на лесосеке. Поэтому наиболее интенсивная валка осуществляется в зимнее время, когда вывозка наиболее производительна и когда создается запас дре весины на складах дш обеспечения летней автовозки. Летняя валка производится в размере потребности для обеспечения программы летней трелевки, механической и конной. Чтобы предохранить поделочный материал валки лет него периода от посинения, необходимо его пролысивать окорочными лопатками, с оставлением „манжет" на кон цах, сразу же после валки, пока кора не присохла к древесине, Ввиду того, что на летних биржах будет находиться большое количество лесоматериалов— около 50% объема годичного задания, завозимого туда в зимнее время, необходимо осуществить топорную окорку или пролы- сивание деловой древесины, выдерживаемой на этих складах. Возникает вопрос, когда лучше производить эту ра боту, — при валке — зимой, в мороз, или на складах, весной. Для чистой окорки, производимой на катищах перед сплавом, вопрос решен в пользу весны. Но для пролы- сивания в условиях ЛМС, вероятно, целесообразнее это делать зимой, несмотря на мороз, по следующим сооб- соображениям: пролысивание — работа менее трудоем кая, чем чистая окорка, примерно в 3 раза; пролыси вание на летних биржах ЛМС, где древесина для эко номии места должна быть сложена в плотные, высокие штабеля, потребует перекатки бревен, что будет удоро жать сравнительно простую и легкую операцию самого пролысивания; баланс рабочей силы в мае — июне более напряженный, чем зимой и, наконец, чем раньше будет произведено пролысивание, тем больше влаги потеряет древесина и тем больше фестметров можно будет нагру зить на машину. Вопрос о том, когда лучше производить пролысива ние.— в лесосеке ли, при наличии морозов, или на бир жах— должен подвергнуться специальным исследованиям в производственной обстановке, с учетом конкретных условий и баланса рабочей силы. Летняя конная трелевка Ввиду того, что летом лошади своего обоза не загру жены, необходимо проводить летнюю конную трелевку, хотя она и менее эффективна, чем зимняя. Трелевка эта должна производиться с короткого расстояния до 120 м', на незаболоченных участках, и в первую очередь там, где возможна летняя отгрузка подтрелеванных сор тиментов к автолежневкам, преимущественно к усам, а не к магистрали, где биржи расположены сравнительно редко. К автолежневой магистрали намечается трелевка меха ническая, возящая с более далекого пространства, чем конная, и требующая для осуществления сортировки специальной биржевой территории. Кроме трелевки к автопутям, если объем ее по условиям рельефа и грунта недостаточен по сра внению с благоприятным балансом гужеилы, летняя кон ная трелевка может производиться также и к лесовоз ным конным дорогам, чтобы не окучивать лесоматериа лов на лесосеке и не опасаться заноса их снегом. Карелия. — Разъезд на Лососинской лежневке.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz