Карело-Мурманский край. 1933, N9-10.

№ 9— 10 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 23 омертвления капиталовложений. Соответственно с такой схемой развития магистральных путей полу­ чают направление и места рубок по годам. Что же касается сети подъездных путей, то они должны во всех случаях строиться на кратчайший срок, определяемый от нескольких месяцев для зимы до 1 го д а— для лета. Направление мест ру­ бок по подъездным путям в пределах годичной ле­ сосеки начинается непременно с дальнего конца подъездного пути, что позволит по мере возки со­ кращать длину эксплоатационных участков пути и тем уменьшить расход на содержание и ремонт. Намечая такой метод ведения рубок в районе Лососинской трассы, мы должны учесть, что ав­ толежневка уже построена до 22,2 км, что там создан значительный жилфонд, имеется большое количество заготовленных ранее лесоматериалов. Поэтому лесосека 1934 года, отражающая в основ­ ном изложенные принципы, должна явиться пере­ ходной, постепенно изживающей прежнюю беспла­ новость. Ведущая роль транспорта должна быть под­ черкнута и при разбивке мест рубок внутри го­ дичной лесосеки по месяцам, по сезонам — зимнему и летнему. Для того, чтобы автотранспорт мог действовать непре­ рывно в течение целого года, надо обеспечить его запа­ сом лесоматериалов, заготовленных и вывезенных зимой на летние биржи. В помощь биржам часть древесины может трелеваться летом посредством конной тяги и механическим путем. Но, так как расстояние эффективной летней трелевки сравнительно коротко (до 150 л ), то оно не устраняет необходимости создания летмих бирж. Летний сезон продолжительнее зимнего почти втрое; следовательно, масса вывозимой машинами летом древе­ сины превысит объем зимней возки, и эта разница в тече­ ние ряда лет, по мере насыщения автотранспорта коле­ сными прицепами, будет все увеличиваться в пользу летней возки. Между тем в Карелии, при ее рельефе и почвах, преобладают насаждения, мало пригодные (горы, болота) для летних заготовок и в 'частности для создания ров­ ных, незаболоченных летних бирж. Поэтому, производя разбивку кварталов по сезонам заготовок, нужно прежде всего выделить удобные для летней трелевки и, в осо­ бенности, для создания летних бирж. Эти кварталы должны получить соответствующие летние пути — маги­ стральные или лежневые, при чем не должно иметь места истощение этих лесных площадей посредством зимней автовывозки. Таким образом, ведущим звеном при разбивке -годич­ ной лесосеки по сезонам рубки и возки, решающим в условиях Карелии, должен явиться выбор мест, при­ годных под летние биржи. Выдвигая этот принцип, мы должны предусмотреть неизбежность частичного использования забронированных для лета кварталов в зимнее время по санному пути. Автотранспорт, работающий в течение круглого года, представляет исключительное удобство для срочного вы­ полнения ответственных заданий на разные спецсорти- менты, заготовляемые в порядке выборочной рубки на всех лесосеках. Говоря о практике выборочных рубок, мы должны также предусмотреть, что нг всегда удается производить их на годичной лесосеке. Отдельные спецсортименты Карелия. — Постройка автолежневки. придется заготовлять и за пределами годичной лесосеки, что безусловно нарушит принцип концентрации рубок. Недооценка роли летних погрузочных бирж привела к тому, что Лососинская трасса, имеющая в 1933 г. запас готовой древесины около 50 ООО ф/м, с трудом обеспечивала карликовый объем летней возки (60% машин стояло из-за отсутствия резины, остальные возили на кузове— без прицепов), вырубая древесину вдоль леж­ невок и прибегая по необходимости к специальному строительству для этой цели новых летних лежневых путей; почти весь запас заготовленной древесины ока­ зался или на зимних путях, или на лежневых, но в болоте. Для обеспечения летней автовывозки требуется не только правильно разместить первичные биржи, но и создать образцовое биржевое хозяйство, обеспечивающее минимальный простой машин на складе и возможность погрузки их в одном месте одними сортиментами. Должна ли разделка древесины предшествовать автовывозке или ее завершать? Намечая технологический процесс лесозаготовок, необхо­ димо заранее знать, — будет ли производиться разделка долготья на сортименты на лесосеке, на первичных бир­ жах, или после автовывозки— на конечном складе. Первые два варианта позволяют все отходы оставлять на месте производства и везти уже облагороженную древесину, что уменьшит количество тонн груза. Этот метод обычно имеет место там, где отходы не обеспе­ чены сбытом. Поскольку механизация нескольких бирж в лесу сложнее, чем механизация одной конечной, раз­ делка на верхних рюмах, как правило, производится вручную. В условиях автотранспорта разделка сортиментов до автовывозки имеет еще одно специфическое, весьма сущест­ венное, неудобство: погрузка короткомера на машину значительно сложнее, чем долготья, и ведет к недоис­ пользованию ее мощности. Учитывая все это, мы должны избрать, по крайней мере на несколько ближайших лет, разделку в Петро­ заводске, где дровяные отходы пойдут или на свою силовую станцию, или на отопление квартир, где вся разделка может и должна быть механизирована посред­ ством электрификации.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz