Карело-Мурманский край. 1933, N9-10.
22 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 9— 10 ническими кадрами и Карельский филиал ЦНИИМЭ с группой научных сотрудников. Все это, вместе взятое, позволяет превратить Лосо- синскую J1MC в своеобразный производственный тех никум, где будут получать производственные навыки бри гадиры и активисты, присылаемые со всех концов СССР. Чтобы перенимать канадские навыки, приходится около канадцев группировать „сезонников". Но эти сезонники будут принципиально отличны от обычных вербованных сезонников: рядом с канадцами надо ставить отборный элемент, прежде всего тех, кого мы хотим готовить к роли будущих инструкторов, собирая этих людей не только внутри Карелии, но из далеких районов СССР. Основные принципы построения технологического процесса Следующее, что должно получить свое отражение в проектировке лесозаготовок, действующих в течение круглого года, это сезонные пики рабочей и гужевой силы, имеющие место в Карелии: в период, когда освобождается от полевых работ основная масса населения, когда ста новятся доступными болота и бездорожные лесные мас сивы и поэтому идет самая напряженная вывозка,— ощущается недостаток лошадей. Это особенно остро чувствуется в зиму с неустойчивой погодой, сокраща ющей период санной возки до 3-х зимних месяцев. Что же касается рабочих, то здесь положение, наоборот, более напряженное • в летнее время, когда и сельско хозяйственные работы, и сплав, и разделка экспорта (окорка балансов) нередко заставляют свертывать такие важные операции, как очистка лесосек, подсочка, работа шпалорезок, строительство и проч. Поэтому, разрабатывая весь комплекс лесозаготовок, необходимо так их построить, чтобы зимой максимально сократить потребность в лошадях, а летом до 1 октября уменьшить потребность в людях. Для осуществления этой задачи мы имеем надежное, эффективное средство: максимально сократить расстояние трелевки, приблизив автомобиль к пню, посредством создания сети подъездных автопутей дешевого типа, с минимумом земляных работ, с облегченными техни ческими условиями. Приближение автомобиля к пню, сократив расстояние трелевки, позволит значительно сократить потребность в лошадях. Автомобиль, который выезжает с таких упрощенных усов (путей) с неполным возом на магистраль, получит там добавочный груз в виде двухосного прицепа —санного или колесного, чтобы не задерживать машину догрузкой на ее кузов и полуприцеп. Осуществление идеи поездного движения, с исполь зованием автомобиля для перевозки не только на себе, но и за собой, т. е. с использованием его в качестве тягача, если и представит на первых шагах некоторые технические затруднения (система сцепления и тормо жения заднего прицепа), безусловно необходимо. В про тивном случае будет недоиспользована мощность мотора при эксплоатации автомобиля в условиях деревянно лежневых дорог с их постоянным незначительным коэф фициентом сопротивления движению. Следующим мероприятием, которое может увеличить эффективность автовывозки, является унификация зим него подвижного состава — конного и автомобильного. Опыт работы Карелии в зиму 1933 г. показал полную возможность прицепки к автомобилю груженых парокон ных канадских саней. Этот вид эксплоатации в 1933 г. производился на Вилговской трассе в значительных раз мерах. Применялся он, главным ^образом, для того, чтобы ускорить оборачиваемость машины, сократив простой ее под погрузкой на складе (которая занимает обычно не менее 30 минут — по 3 мин. на 1 ф/м), а попутно доказал полную возможность и практичность унифика ции; воз вместимостью 8 —10 ф/м, вывезенный из лесу парой лошадей, без перегрузки прицепляется к автомо билю. Распределение мест рубок по годам и внутри одного года по месяцам В этом вопросе особенно ярко должна сказаться ведущая роль автотранспорта, но с непременным усло вием полной увязки ее с лесозаготовительными работами. Мало выдвинуть лозунг концентрации рубок, надо так практически осуществить эту концентрацию, чтобы наи более выпукло выявить ее положительные стороны. Однако, вводя в интересах механизации рубку сплош ными полосами в районах автодежневок, мы должны в то же время быть крайне требовательны к самому механическому транспорту, тщательно продумывая наи более эффективное развитие путей в массиве по годам. Только зная скелет этих будущих автопутей, можно правильно запроектировать годовые лесосеки и на деле осуществить концентрацию. Недолгая практика работы Лососинской трассы, про- производившаяся с нарушением указанного принципа, уже успела выявить ртрицательные последствия такого пренебрежения. Под рубку были отведены кварталы, прилегающие к 23 километру трассы, в то время "как участки с более коротким расстоянием вывозки остались недорубленными. Получилось омертвление капитала и оборудования на несколько ближайших лет. Сетка будущих путей не была разработана. В массив прокладывались временные зимние автоледянки, при чем нередко истощались кварталы, через которые придется, спустя несколько лет, проложить лежневые магистрали. Количество автозимников превышало потребность, вслед ствие чего эксплоатация их растягивалась на несколько лет, с недостаточной загрузкой в течение каждого года. Рубка ближайших, прилегающих к магистрали кварта лов иногда оставляла за ними участки, для которых придется делать впоследствии специальные лесовозные дороги через оголенное рубкой пространство. Конечно, такой метод эксплоатации массива назы ваться концентрацией не может. Чтобы избегнуть повторения подобных ошибок, необ ходимо прежде всего наметить, как ведущее звено, и обосновать развитие по годам сети магистральных лежневых и зимних путей в массиве и схемы подъезд ных путей, и только после этого произвести определе ние мест рубок по годам, прикрепляя их к соответст вующим участкам автопутей. Разрабатывая схему развития магистральных и подъезд ных путей и увязывая с ней место рубок по годам, мы должны четко осуществить следующий принцип: удли нение магистрали идет от Петрозаводска вглубь массива посредством постепенного наращивания, осуществляемого в течение всех лет амортизационного периода. Этот ме тод позволит при ликвидации магистрали использовать лесоматериалы последних лет постройки для переноса на другие участки. Кроме того, он уменьшает срок
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz