Карело-Мурманский край. 1933, N9-10.

22 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 9— 10 ническими кадрами и Карельский филиал ЦНИИМЭ с группой научных сотрудников. Все это, вместе взятое, позволяет превратить Лосо- синскую J1MC в своеобразный производственный тех­ никум, где будут получать производственные навыки бри­ гадиры и активисты, присылаемые со всех концов СССР. Чтобы перенимать канадские навыки, приходится около канадцев группировать „сезонников". Но эти сезонники будут принципиально отличны от обычных вербованных сезонников: рядом с канадцами надо ставить отборный элемент, прежде всего тех, кого мы хотим готовить к роли будущих инструкторов, собирая этих людей не только внутри Карелии, но из далеких районов СССР. Основные принципы построения технологического процесса Следующее, что должно получить свое отражение в проектировке лесозаготовок, действующих в течение круглого года, это сезонные пики рабочей и гужевой силы, имеющие место в Карелии: в период, когда освобождается от полевых работ основная масса населения, когда ста­ новятся доступными болота и бездорожные лесные мас­ сивы и поэтому идет самая напряженная вывозка,— ощущается недостаток лошадей. Это особенно остро чувствуется в зиму с неустойчивой погодой, сокраща­ ющей период санной возки до 3-х зимних месяцев. Что же касается рабочих, то здесь положение, наоборот, более напряженное • в летнее время, когда и сельско­ хозяйственные работы, и сплав, и разделка экспорта (окорка балансов) нередко заставляют свертывать такие важные операции, как очистка лесосек, подсочка, работа шпалорезок, строительство и проч. Поэтому, разрабатывая весь комплекс лесозаготовок, необходимо так их построить, чтобы зимой максимально сократить потребность в лошадях, а летом до 1 октября уменьшить потребность в людях. Для осуществления этой задачи мы имеем надежное, эффективное средство: максимально сократить расстояние трелевки, приблизив автомобиль к пню, посредством создания сети подъездных автопутей дешевого типа, с минимумом земляных работ, с облегченными техни­ ческими условиями. Приближение автомобиля к пню, сократив расстояние трелевки, позволит значительно сократить потребность в лошадях. Автомобиль, который выезжает с таких упрощенных усов (путей) с неполным возом на магистраль, получит там добавочный груз в виде двухосного прицепа —санного или колесного, чтобы не задерживать машину догрузкой на ее кузов и полуприцеп. Осуществление идеи поездного движения, с исполь­ зованием автомобиля для перевозки не только на себе, но и за собой, т. е. с использованием его в качестве тягача, если и представит на первых шагах некоторые технические затруднения (система сцепления и тормо­ жения заднего прицепа), безусловно необходимо. В про­ тивном случае будет недоиспользована мощность мотора при эксплоатации автомобиля в условиях деревянно­ лежневых дорог с их постоянным незначительным коэф­ фициентом сопротивления движению. Следующим мероприятием, которое может увеличить эффективность автовывозки, является унификация зим­ него подвижного состава — конного и автомобильного. Опыт работы Карелии в зиму 1933 г. показал полную возможность прицепки к автомобилю груженых парокон­ ных канадских саней. Этот вид эксплоатации в 1933 г. производился на Вилговской трассе в значительных раз­ мерах. Применялся он, главным ^образом, для того, чтобы ускорить оборачиваемость машины, сократив простой ее под погрузкой на складе (которая занимает обычно не менее 30 минут — по 3 мин. на 1 ф/м), а попутно доказал полную возможность и практичность унифика­ ции; воз вместимостью 8 —10 ф/м, вывезенный из лесу парой лошадей, без перегрузки прицепляется к автомо­ билю. Распределение мест рубок по годам и внутри одного года по месяцам В этом вопросе особенно ярко должна сказаться ведущая роль автотранспорта, но с непременным усло­ вием полной увязки ее с лесозаготовительными работами. Мало выдвинуть лозунг концентрации рубок, надо так практически осуществить эту концентрацию, чтобы наи­ более выпукло выявить ее положительные стороны. Однако, вводя в интересах механизации рубку сплош­ ными полосами в районах автодежневок, мы должны в то же время быть крайне требовательны к самому механическому транспорту, тщательно продумывая наи­ более эффективное развитие путей в массиве по годам. Только зная скелет этих будущих автопутей, можно правильно запроектировать годовые лесосеки и на деле осуществить концентрацию. Недолгая практика работы Лососинской трассы, про- производившаяся с нарушением указанного принципа, уже успела выявить ртрицательные последствия такого пренебрежения. Под рубку были отведены кварталы, прилегающие к 23 километру трассы, в то время "как участки с более коротким расстоянием вывозки остались недорубленными. Получилось омертвление капитала и оборудования на несколько ближайших лет. Сетка будущих путей не была разработана. В массив прокладывались временные зимние автоледянки, при чем нередко истощались кварталы, через которые придется, спустя несколько лет, проложить лежневые магистрали. Количество автозимников превышало потребность, вслед­ ствие чего эксплоатация их растягивалась на несколько лет, с недостаточной загрузкой в течение каждого года. Рубка ближайших, прилегающих к магистрали кварта­ лов иногда оставляла за ними участки, для которых придется делать впоследствии специальные лесовозные дороги через оголенное рубкой пространство. Конечно, такой метод эксплоатации массива назы­ ваться концентрацией не может. Чтобы избегнуть повторения подобных ошибок, необ­ ходимо прежде всего наметить, как ведущее звено, и обосновать развитие по годам сети магистральных лежневых и зимних путей в массиве и схемы подъезд­ ных путей, и только после этого произвести определе­ ние мест рубок по годам, прикрепляя их к соответст­ вующим участкам автопутей. Разрабатывая схему развития магистральных и подъезд­ ных путей и увязывая с ней место рубок по годам, мы должны четко осуществить следующий принцип: удли­ нение магистрали идет от Петрозаводска вглубь массива посредством постепенного наращивания, осуществляемого в течение всех лет амортизационного периода. Этот ме­ тод позволит при ликвидации магистрали использовать лесоматериалы последних лет постройки для переноса на другие участки. Кроме того, он уменьшает срок

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz