Карело-Мурманский край. 1933, N7-8.
№ 7 - 8 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 69 демии Азарин прочитал лекцию на тему „Пути ликвидации классов". Мы говорили уже о том, что основной и важнейшей задачей РУ6 являлось идейное пе ревоспитание массы слушателей. Под этим углом зрения составлялась программа РУ6, исходя из этого, все занятия насыщались по литическим содержанием, этому решающему условию подчинялись все остальные мо менты. Второй по важности задачей, которую ре шали рабочие университеты, являлось вне дрение краеведческих знаний в массу, зара жение слушателей любовью к новому краю, и в результате, превращение их в активных борцов за освоение горных богатств Коль ского п'о. Вот почему таким темам, как „По лезные ископаемые", „Добыча металлов из руд", „Определение руд и минералов Хибинского района", „Апатит, как основа химизации сель ского хозяйства", „Из чего состоят горные породы", —уделялось почетное место в учеб ном плане РУ6. В процессе решения этой второй задачи естественным становилось приобщение к краеведческой работе весьма значительных в общем культурном балансе Хибииогорска кадров педагогов. Ибо только через посредство последних можно было мыслить пропаганду краеведческих знаний среди 5-тысячной массы школьников полярного города. Так зародилась мысль о создании специального кратко срочного ( 2 7 г мес.) педагогического краеведческого отделе ния при РУ6. Сокращенно именуемое ПЕДКРО начало работать 18 февраля 1933 г. в составе около 80 учителей хнбигогорских школ. ПЕДКРО на первых порах ставило себе весьма скром ную цель и во многом повторяло установки основного отде ления — познакомить молодых учителей с главными отличи тельными особенностями Кольского и о и важнейшими произ водственными объектами Хибин. Наряду с лекциями уделялось известное место и произ водственной экскурсии. Отдельные из наиболее существенных лекций, которые входили в план обоих отделений, читались для сдвоенной аудитории. И примечательно: слушатели основного отделения (как правило, рабочие с производства) в ряде случаев оказы вались осведомленнее слушателей ПЕДКРО. Это объяснялось не только тем, что основники к моменту открытия ПЕДКРО уже прозанимались 4 месяца, но также и тем, что уровень краеведческих знаний педагогической молодежи был исклю чительно низким. Не случайно на проверочных испытаниях в конце занятий слушатели основники в общем отвечали на вопросы гораздо охотнее и правильнее, нежели „педкровцы". Наступившие недолгие летние месяцы, особенно ценимые за полярным кругом, заставили руководство рабочих универ ситетов задуматься над новыми формами массовой краевед ческой работы. IV. В первую очередь надо было найти способ привлечения широкой аудитории в РУ6, несмотря на лето. Кроме того, совершенно естественным казалось использование летнего времени для той экскурсионной работы, которая зимой является затруднительной. По инициативе тогдашнего культ- пропа горкома партии т. Барсука было принято решение об организации на летние месяцы Рабочего краеведческо- экскурсионного универститета 6-го дня отдыха (сокращенно КРЭКСУ6). Центр тяжеаи переносился теперь на производ ственную экскурсию, часть занятий была запроектирована на открытом воздухе. Программа КРЭКСУ6 рассчитывалась на период времена с 6 июля по 12 сентября и почти в равных долях включала в себя и лекции и экскурсии. Эта идея полностью себя оправдала, вызвав исключитель ный интерес в широкой массе трудящихся Хибиногорска- К моменту открытия КРЭКСУ6 было около 200 абонементов, нэ уже с первых занятий определилась группа примерно в 120 чел., которая и составила основное и сравнительно устойчивое ядро. Около 50 чел. приобрели абонементы, но ни разу, несмотря на неоднократные индивидуальные приглаше ния, на занятия не явились. Это свидетельствовало о том, что вербовка поирежнему частично была проведена неудовлетво рительно. Программа КРЭКСУ6 вырисовывалась в следующем виде: За большевистское изучение края. Кукисвумчорский апатито вый рудник. Экскурсия на рудник. Экскурсия на Горную станцию Академии Наук и там лекция на тему „Наука в борьбе за освоение недр Кольского п/о". Физические свойства мине ралов. Практикум по минералам. Редкие земли. Вылазка в горы на ловчорриты. Обогащение руд. Экскурсия на Обогатитель ную фабрику. Экскурсия на Нивастрой и там лекция на тему „Энергетические рессурсы Кольского полуострова". Вторая пятилетка горно-химического треста „Апатит". Животный мир Хибин. Растительный мир Хибин. Экскурсия в совхоз „Инду стрия" и там лекция на тему „Победы полярного земледелия". Классовая борьба и контрреволюция на Кольском п/о. В количественном отношении учебный план был выполнен на 100%, хотя и претерпел некоторые изменения. Так, не удалось по ряду причин осуществить экскурсию на Нивастрой, осталась нереализованной вылазка на ловчорриты. Однако, за все время занятии КРЭКСУ6 не произошло ни одного срыва лекций. Нередко приходилось перестраиваться на-ходу в соответствии с неожиданно возникавшими обстоятелствамн (например: плохая погода, срывавшая экскурсию, неожиданное назначение рабочего дня в системе треста и т. д.). В связи с этим были прочитаны не предусмотренные первоначальным планом лекции о Беломорско-Балтийском канале, о научно- популярной литературе, посвященной проблеме апатию- нефелин. Внеплановым подарком слушателям КРЭКСУ6 явилась лекция акад. Ферсмана „Прошлое, настоящее и будущее Хибин*. В этот же день заместителем управляющего трестом „Апатит"Я.И.Цягаррлли была прочитана глубоко содержатель
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz