Карело-Мурманский край. 1933, N7-8.
68 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 7 - 8 шнннннмиы В специальных афишах, расклеенных по городу, цели универ ситета характеризовались следующими словами. „Рабочий университет ставит своей целью дать широким массам трудящихся основные знания по вопросам текущей политики, политической экономии, химии, строительного дела, геолого-разведочного и горного дела, естествознания и литературы". „Лекции излагаются в популярной форме, доступной для понимания неподготовленным слушателем, и сопровождаются волшебным фонарем, демонстрацией минералогических кол лекций, опытами, экскурсиями на производство и в местные научные учреждения". Набор производился „кустарным" образом и это, как мы увидим, имело свои положительные стороны. Вербовщики на многочисленных собраниях, предшествовавших майским дням, вербовали будущих слушателей. И так как прием нз сопровождался никакими ограничениями, а самая форма рабо чих университетов в выходной день отличалась для Хибино- горска известной новизной, то рабочие и работницы довольно охотно записывались в Университет, не отказываясь от уста новленной платы за абонемент в сумме 3 руб. (т. е. по 10 коп. за лекцию). Эта плата взималась не столько из „фискальных" сообра жений, сколько в целях придания известной авторитетности вновь открываемому учреждению в глазах его будущих слу шателей. Первый Рабочий университет занимался в течение 3 месяцев и в начале августа 1932 г. выпустил около 50 чел., получив ших первоначальные сведения в области общественных паук, химии, физики, горного дела, минералогии и др. Конечно, результат трехмесячных занятий (тридцать тематически объе диненных между собой лекций) следует измерять не по пока зателям, обычно принятым в учебных заведениях, а в первую очередь тем, что несколько десятков человек систематически и планово приобщались к культуре, проходили начальную школу общей и политической грамогы, получали вкус к зна ниям и первичные навыки умственной работы. —Мы скептически смотрели на все строительство в Хиби- ногорске, —заявил на первом выпуске РУ 6 1 слушатель Полянский, —но в процессе учебы убедились, что все меро приятия советской власти направлены на поднятие благосо стояния класса, на улучшение жизни всех трудящихся Совет ского Союза. —В процессе учебы взгляды наши менялись. Мы убедились, что рабочий класс под руководством коммунистической пар 1 РУ 6 —сокращенное название Рабочего университета 6 дня отдыха. Хибиногорск.—Первый выпуск слушателей РУ- 6 . тин идет к победе верным путем. То колоссальное строитель ство, которое мы видим сейчас в СССР, в старой России не было и не могло быть,—там же говорил другой слушатель, Таттн. .Мы теперь знаем, чтб такое земля и ее происхождение, и прекрасно сможем доказать всю нелепость легенд о боге и сотворении им всего живушего. Мы также знаем, что такое планеты, 416 такое горные богатства, как они образовались, и их значение в химическо-промышленном строительстве. Мы начали разбираться также в политике, знаем, что такое дикта тура пролетариата, партия, классы, государство". (Из заметки студента РУ 6 Кулиша в газете „Хиб. рабочий" № 178 от 3/V1II—32 г.) К XV годовщине Октябрьской революции решено было открыть уже дна РУ 6 —один в Хибиногорске и один в руднич ном поселке. Курс был объявлен шестимесячный, вербовку на этот раз поручили профсоюзным ячейкам и учреждениям Политпросветцентра. Последние организации не справились с возложенной на них задачей, чисто формально подошли к комплектованию рабочих университетов, вербовали в них лиц с высшим образованием, руководящих работников, инже неров и т. д. Все это привело к тому, что вскоре огромная часть завербованных отсеялась, РУ 6 в рудничном поселке не задолго до окончания пришлось распустить, а основное отде ление в Хибиногорске окончило не больше 20 чел. Причину неудачи второго на5ора следует искать, конечно, не только в небрежно проведенном комплектовании. Она •лежала глубже, 6 -месячный курс оказался слишком труд ным и продолжительным для основной массы слушателей, Полугодовая работа, как выяснилось, требовала от аудитории того культурного уровня, которым сна и массе не обладала. Несомненное отрицательное влияние на посещаемость оказы вали частые субб.отн |ки, отсутствие наглядных методов препо давания и достаточного количества учебных пособий, не всегда высокое качество лекций. На роспуск РУ 6 в горах существеннейшим образом повлияло отсутствие твердого выходного дня. Однако, при всем том основной причиной огромного отсева при втором наборе явилось неудовлетвори тельно проведенное комплектование и слишком длительный срок обучения. Программа второго шестимесячного набора РУ 6 воспроиз водила в расширенном виде учебный план первого набора Основными дисциплинами являлись: химия, физика, миро здание, прикладная химия, горное дело, биология и обще ственно-политические вопросы. Назовем отдельные темы: Два мира две системы. Учение Маркса—Ленина — Сталина. Что получил рабочий класс в итоге первой пятилетки. Пути ликвидации классов и т. д. По линии специальных дисциплин: Современный химик и его лаборатория. Как искан, и находить полезные искапаемые, Пу тешествие к центру земли, Происхождение ми ров, Обогащение рул, Горные богатства Хибин и т. п. Из 47 прочитанных в Хибиногорске лекций га долю обществе! но-политических тем приходится 18. В горах соответственно из 31 — 10. Огромное большинство лекций были часовыми, отдельные за нятия сопровождались экскурсиями на производ ственные объекты (Обогатительная фабрика, ЦЭС). Значительным достижением второго набора можно считать, привлечение к чтению лекций иногород них специалистов. Так, например, в РУ 6 приехавшим из Мурманска В. К. Алымовым была прочитана лек ция на тему о лесном, рыбном хозяйстве, пушном промысле, оленеводчестве на Кольском n/о; науч ный сотрудник Ленинградского отделения комака-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz