Карело-Мурманский край. 1933, N7-8.

68 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 7 - 8 шнннннмиы В специальных афишах, расклеенных по городу, цели универ­ ситета характеризовались следующими словами. „Рабочий университет ставит своей целью дать широким массам трудящихся основные знания по вопросам текущей политики, политической экономии, химии, строительного дела, геолого-разведочного и горного дела, естествознания и литературы". „Лекции излагаются в популярной форме, доступной для понимания неподготовленным слушателем, и сопровождаются волшебным фонарем, демонстрацией минералогических кол­ лекций, опытами, экскурсиями на производство и в местные научные учреждения". Набор производился „кустарным" образом и это, как мы увидим, имело свои положительные стороны. Вербовщики на многочисленных собраниях, предшествовавших майским дням, вербовали будущих слушателей. И так как прием нз сопровождался никакими ограничениями, а самая форма рабо­ чих университетов в выходной день отличалась для Хибино- горска известной новизной, то рабочие и работницы довольно охотно записывались в Университет, не отказываясь от уста­ новленной платы за абонемент в сумме 3 руб. (т. е. по 10 коп. за лекцию). Эта плата взималась не столько из „фискальных" сообра­ жений, сколько в целях придания известной авторитетности вновь открываемому учреждению в глазах его будущих слу­ шателей. Первый Рабочий университет занимался в течение 3 месяцев и в начале августа 1932 г. выпустил около 50 чел., получив­ ших первоначальные сведения в области общественных паук, химии, физики, горного дела, минералогии и др. Конечно, результат трехмесячных занятий (тридцать тематически объе­ диненных между собой лекций) следует измерять не по пока­ зателям, обычно принятым в учебных заведениях, а в первую очередь тем, что несколько десятков человек систематически и планово приобщались к культуре, проходили начальную школу общей и политической грамогы, получали вкус к зна­ ниям и первичные навыки умственной работы. —Мы скептически смотрели на все строительство в Хиби- ногорске, —заявил на первом выпуске РУ 6 1 слушатель Полянский, —но в процессе учебы убедились, что все меро­ приятия советской власти направлены на поднятие благосо­ стояния класса, на улучшение жизни всех трудящихся Совет­ ского Союза. —В процессе учебы взгляды наши менялись. Мы убедились, что рабочий класс под руководством коммунистической пар­ 1 РУ 6 —сокращенное название Рабочего университета 6 дня отдыха. Хибиногорск.—Первый выпуск слушателей РУ- 6 . тин идет к победе верным путем. То колоссальное строитель­ ство, которое мы видим сейчас в СССР, в старой России не было и не могло быть,—там же говорил другой слушатель, Таттн. .Мы теперь знаем, чтб такое земля и ее происхождение, и прекрасно сможем доказать всю нелепость легенд о боге и сотворении им всего живушего. Мы также знаем, что такое планеты, 416 такое горные богатства, как они образовались, и их значение в химическо-промышленном строительстве. Мы начали разбираться также в политике, знаем, что такое дикта­ тура пролетариата, партия, классы, государство". (Из заметки студента РУ 6 Кулиша в газете „Хиб. рабочий" № 178 от 3/V1II—32 г.) К XV годовщине Октябрьской революции решено было открыть уже дна РУ 6 —один в Хибиногорске и один в руднич­ ном поселке. Курс был объявлен шестимесячный, вербовку на этот раз поручили профсоюзным ячейкам и учреждениям Политпросветцентра. Последние организации не справились с возложенной на них задачей, чисто формально подошли к комплектованию рабочих университетов, вербовали в них лиц с высшим образованием, руководящих работников, инже­ неров и т. д. Все это привело к тому, что вскоре огромная часть завербованных отсеялась, РУ 6 в рудничном поселке не задолго до окончания пришлось распустить, а основное отде­ ление в Хибиногорске окончило не больше 20 чел. Причину неудачи второго на5ора следует искать, конечно, не только в небрежно проведенном комплектовании. Она •лежала глубже, 6 -месячный курс оказался слишком труд­ ным и продолжительным для основной массы слушателей, Полугодовая работа, как выяснилось, требовала от аудитории того культурного уровня, которым сна и массе не обладала. Несомненное отрицательное влияние на посещаемость оказы­ вали частые субб.отн |ки, отсутствие наглядных методов препо­ давания и достаточного количества учебных пособий, не всегда высокое качество лекций. На роспуск РУ 6 в горах существеннейшим образом повлияло отсутствие твердого выходного дня. Однако, при всем том основной причиной огромного отсева при втором наборе явилось неудовлетвори­ тельно проведенное комплектование и слишком длительный срок обучения. Программа второго шестимесячного набора РУ 6 воспроиз­ водила в расширенном виде учебный план первого набора Основными дисциплинами являлись: химия, физика, миро­ здание, прикладная химия, горное дело, биология и обще­ ственно-политические вопросы. Назовем отдельные темы: Два мира две системы. Учение Маркса—Ленина — Сталина. Что получил рабочий класс в итоге первой пятилетки. Пути ликвидации классов и т. д. По линии специальных дисциплин: Современный химик и его лаборатория. Как искан, и находить полезные искапаемые, Пу­ тешествие к центру земли, Происхождение ми­ ров, Обогащение рул, Горные богатства Хибин и т. п. Из 47 прочитанных в Хибиногорске лекций га долю обществе! но-политических тем приходится 18. В горах соответственно из 31 — 10. Огромное большинство лекций были часовыми, отдельные за­ нятия сопровождались экскурсиями на производ­ ственные объекты (Обогатительная фабрика, ЦЭС). Значительным достижением второго набора можно считать, привлечение к чтению лекций иногород­ них специалистов. Так, например, в РУ 6 приехавшим из Мурманска В. К. Алымовым была прочитана лек­ ция на тему о лесном, рыбном хозяйстве, пушном промысле, оленеводчестве на Кольском n/о; науч­ ный сотрудник Ленинградского отделения комака-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz