Карело-Мурманский край. 1933, N5-6.

№ 5 - 6 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 69 По Карелии и Мурману —• 18 июля т.т. СТАЛИН и ВОРОШИЛОВ приехали в Ленинград и вместе с т. КИРОВЫМ в тот же день вы­ ехали на Беломорско-Балтийский канал. По ознакомлении с работой канала и состоянием гидротехнических со о р у ­ жений т.т Сталин, Ворошилов и Киров выехали через Сорокский порт на Мурманск, где смотрели Мурманский порт и бухту Полярную (бывш. Александровск). 25 июля по. возвращении в Ленинград и после осмотра Ленин­ градского порта т т. Сталин и Ворошилов выехали в Москву. — В связи с открытием навигации на Беломорско-Балтий­ ском водном пути Управление Совторгфлота устанавливает радиосвязь между конечным пунктом ББВП — Сорокой и портами Белого моря. — Писатель Алексей Толстой работает над новой пьесой по материалам строительства ББВП. — Ленинградский рабочий театр им. М. Горького гастро­ лирует в Мурманске, на рыбных промыслах в Териберке, на Кильдине, в Коле и др. В репертуаре театра пьесы, посвя­ щенные строительству Беломорско-Балтийского водного пути — „Беломорстрой“ и „Чудо на Выге“, написанные по материалам статей М. Горького, М. Кольцова, Крэна и др. — Ленинградская фабрика „Союзкинохроника" готовит к выпуску кино плакат, посвященный строительству ББВП. В кино-плакате будут показаны отдельные моменты стройки, ее герои, ее руководители, приезд правительственной прие­ мочной Комиссии и кадры из жизни и быта строителей. — 3 августа в Сороке дан старт лодочному пробегу по ББВП. В пробеге участвуют две рыбацкие лодки с командой в 9 че­ ловек. Маршрут пробега Сорока—Надвойны—Повенец—Ме­ двежья Гора — Шуньга — Кондопога — Петрозаводск—Возне­ сенье—Лодейное Поле—Ладога—Ленинград. Водный путь про­ тяжением в 1000 км участники пробега намерены покрыть в 30 дней. Пробег ставит целью популяризацию нового вод­ ного пути, обмен физкультурным опытом, и проведение массово-политической работы по пути следования. Участники пробега ведут дневник, делают снимки и зарисовки. — 18 июля на моторном боте .Айсберг" из Ленинграда выехала на Новую Землю экспедиция Арктического Инсти­ тута. Маршрут экспедиции включает Беломорско-Балтийский водный путь. В числе участников экспедиции — юный полярник Володя Самойлович, сын директора Арктического Института. — Пущен в ход первый в Карелии Соломенский Механи­ зированный кирпичный завод. Проектная производительность завод 10-млн. шт. кирпича в год. — Зам. Наркомтяжпрома тов. Пятаков предложил тресту „Апатит“ начать промышленную добычу ловчорритовых руд и приступить к постройке первой очереди обогатительной фабрики на 200—300 тонн концентрата. К строительству фабрики приступлено. — В Одесском институте редких элементов (филиал Гиред- мета) проведена работа по выделению редких земель из ловчоррита методом хлорирования. Выход редких земель из ловчоррита достигает 83,3%. — Климатологический отдел Кольской Экспедиции Акаде­ мии Наук СССР организует на горе Поачвумчорр (Хибины) метеорологическую станцию. — Академия Наук СССР организует геологическое изуче­ ние причин опускания и поднятия территории Скандинав­ ского и Кольского полуостровов. В работе примут участие научные учреждения Норвегии, Швеции, Дании и Финляндии. — В районе ‘Мурманска в Caftja-Губе найдено богатое месторождение керамических гранитов. Керамические граниты применяются для производства изделий тонкой керамики. Запасы месторождения определены в 15 млн. тонн. — Проведенными на Ленинградском заводе „Буревестник" опытами установлено, что барит (сернокислая окись бария) является прекрасным материалом для изготовления защитных ширм и плит для обивки рентгеновских кабинетов. До по­ следнего времени защитные ширмы изготовлялись из свинца. Опыт замены свинца баритом открывает широкие перспективы разработок баритовых месторождений Оленьего острова на Онежском озере. Потребность „Буревестника" в барите для замены свинца исчисляется в десятках тысяч тонн породы. — По сообщению из Керчи, промышленная плавка литей­ ного томассовского чугуна с применением апатито-нефелиновой руды идет успешно. Производительность домен, работающих на апатите, повышается. Ход плавки— нормальный. Выпла­ влено 3 тыс. тони, чугуна. Тысяча то.-тн отправлена на машино­ строительные заводы. Остальной ■ чугун переделан на сталь, из которой прокатаны высококачественные рельсы. — Онежский завод (г. Петрозаводск) перед ется в веде­ ние главного управления Сулостроительной промышленности (ГУСП). Уже в текущем году завод должен приступить к разработке технологических процессов и начать частичное освоение производства паровой машины в 200 лош. сил и двигателя внутреннего сгорания мощностью 50— 100 лош. сил, с таким расчетом, чтобы с начала 1934 года развернуть их массовое производство для нужд речного и мелкогр промы­ слового флота и судов Беломорско-Балтийского водного пути. — В Кандалакшской губе без перерыва идут работы Э П Р О Н ’а по поднятию затонувшего в 1916 году мощного ледокола „Садко". Работами руководит выдающийся специа­ лист по водолазному делу т. Симонов. Работа ведется пон­ тонным способом по проекту инж. Бобрицкого. Первоначально было приступлено к прорытию под корпусом „Садко" 12 тун­ нелей. Туннели промывались при помощи водяных струй попе­ ременно с обоих бортов затонувшего судна. После этого сделанные струями воды ходы были прочищены троссами и цепями и под корпус судна протянуты „полотенца" — сталь­ ные полосы 20—30 метров длины. К этим „полотенцам" прикрепляются понтоны, опущенные на дно путем их зато­ пления. Подъем будет производиться путем накачивания в пон­ тоны сжатого воздуха. Каждый понтон после накачивания в него воздуха будет обладать подъемной силой в 200 тонн. Работа экспедиции задерживается сильными штормами и тем, что часть экспедиции была брошена на спасение голландского парохода „Алкаид1. Эпроновцы показывают образцы ударных темпов и социалистического отношения к своему чрезвычайно сложному делу. Приказом по экспедиции отмечены само­ отверженные работники, водолазные старшины Дикс и Смоль­ ников и водолазы Точилов и Коровинский. „Садко" по своим техническим данным является одним из лучших ледоколов. Его длина достигает 78 метров, он делает 14,3 узла, при чем установленная на нем машина имеет мощ­ ность в 3 500 лош сил. „Садко" построен в 1913 году в Нью-Кэстле (Англия), был первоначально приобретен Канадой, а там куплен русским правительством за 810С00 рублей. П ро­ плавав с большим успехом 2 года в ледовых условиях, ^Садко“ во время летнего рейса из Архангельска в Кандалакшу, пошел не по фарватеру, и на виду у острова Анисимова нарвался на банку. Получив 10-футовую пробоину, ледокол стал быстро тонуть. Этому способствовали открытые иллюми­ наторы. В каких-нибудь 10 минут, почти не замедляя хода, ледокол затонул. „Садко" должен вступить в эксплоатацию в первой поло­ вине 1934 года. Судно будет передано Главному управлению Северного морского пути для полярных научно-исследова­ тельских работ. — В восточной части Мурмана близ реки Иоканьги обнару­ жены большие косяки необычайно крупной сельди. П о пред­ варительным подсчетам, запасы сельди доходят до 20 тыс тонн. В прошлом году здесь сельдь не ловилась. Центр осеннего лова переносится на восточное побережье, куда по приказу Наркомснаба т. Микояна перебрасываются 4 траулера, 14 парусных судов и 1 рефрижератор. — Северная сельдяная экспедиция под руководством проф. Аверинцева на •траулере „Кумжа" успешно провела впервые лов сельди дрифтерными сетями в Баренцовом море. Этим положительно решен воп рос о возможности дрифтер­ ного сельдяного промысла вдали от берегов. — П о распоряжению тов. Микояна на Мурман командиро­ вана специальная комиссия для улучшения качества о б р а­ ботки сел» ди. В составе комиссии крупнейшие специалисты сельдяного и посолочного дела. — На озере Имандра начинается строительство большого рыбоводного завода. — В этом году Ленпушниной впервые проводится п ро­ мысловая охота на тюленя в Понойском районе. — И з Мурманска в Понойский район выехали квалифици­ рованные ^охотники и научные работники для изучения воз­ можностей промысловой охоты на песца и гагу.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz