Карело-Мурманский край. 1933, N5-6.
№ 5 - 6 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 69 По Карелии и Мурману —• 18 июля т.т. СТАЛИН и ВОРОШИЛОВ приехали в Ленинград и вместе с т. КИРОВЫМ в тот же день вы ехали на Беломорско-Балтийский канал. По ознакомлении с работой канала и состоянием гидротехнических со о р у жений т.т Сталин, Ворошилов и Киров выехали через Сорокский порт на Мурманск, где смотрели Мурманский порт и бухту Полярную (бывш. Александровск). 25 июля по. возвращении в Ленинград и после осмотра Ленин градского порта т т. Сталин и Ворошилов выехали в Москву. — В связи с открытием навигации на Беломорско-Балтий ском водном пути Управление Совторгфлота устанавливает радиосвязь между конечным пунктом ББВП — Сорокой и портами Белого моря. — Писатель Алексей Толстой работает над новой пьесой по материалам строительства ББВП. — Ленинградский рабочий театр им. М. Горького гастро лирует в Мурманске, на рыбных промыслах в Териберке, на Кильдине, в Коле и др. В репертуаре театра пьесы, посвя щенные строительству Беломорско-Балтийского водного пути — „Беломорстрой“ и „Чудо на Выге“, написанные по материалам статей М. Горького, М. Кольцова, Крэна и др. — Ленинградская фабрика „Союзкинохроника" готовит к выпуску кино плакат, посвященный строительству ББВП. В кино-плакате будут показаны отдельные моменты стройки, ее герои, ее руководители, приезд правительственной прие мочной Комиссии и кадры из жизни и быта строителей. — 3 августа в Сороке дан старт лодочному пробегу по ББВП. В пробеге участвуют две рыбацкие лодки с командой в 9 че ловек. Маршрут пробега Сорока—Надвойны—Повенец—Ме двежья Гора — Шуньга — Кондопога — Петрозаводск—Возне сенье—Лодейное Поле—Ладога—Ленинград. Водный путь про тяжением в 1000 км участники пробега намерены покрыть в 30 дней. Пробег ставит целью популяризацию нового вод ного пути, обмен физкультурным опытом, и проведение массово-политической работы по пути следования. Участники пробега ведут дневник, делают снимки и зарисовки. — 18 июля на моторном боте .Айсберг" из Ленинграда выехала на Новую Землю экспедиция Арктического Инсти тута. Маршрут экспедиции включает Беломорско-Балтийский водный путь. В числе участников экспедиции — юный полярник Володя Самойлович, сын директора Арктического Института. — Пущен в ход первый в Карелии Соломенский Механи зированный кирпичный завод. Проектная производительность завод 10-млн. шт. кирпича в год. — Зам. Наркомтяжпрома тов. Пятаков предложил тресту „Апатит“ начать промышленную добычу ловчорритовых руд и приступить к постройке первой очереди обогатительной фабрики на 200—300 тонн концентрата. К строительству фабрики приступлено. — В Одесском институте редких элементов (филиал Гиред- мета) проведена работа по выделению редких земель из ловчоррита методом хлорирования. Выход редких земель из ловчоррита достигает 83,3%. — Климатологический отдел Кольской Экспедиции Акаде мии Наук СССР организует на горе Поачвумчорр (Хибины) метеорологическую станцию. — Академия Наук СССР организует геологическое изуче ние причин опускания и поднятия территории Скандинав ского и Кольского полуостровов. В работе примут участие научные учреждения Норвегии, Швеции, Дании и Финляндии. — В районе ‘Мурманска в Caftja-Губе найдено богатое месторождение керамических гранитов. Керамические граниты применяются для производства изделий тонкой керамики. Запасы месторождения определены в 15 млн. тонн. — Проведенными на Ленинградском заводе „Буревестник" опытами установлено, что барит (сернокислая окись бария) является прекрасным материалом для изготовления защитных ширм и плит для обивки рентгеновских кабинетов. До по следнего времени защитные ширмы изготовлялись из свинца. Опыт замены свинца баритом открывает широкие перспективы разработок баритовых месторождений Оленьего острова на Онежском озере. Потребность „Буревестника" в барите для замены свинца исчисляется в десятках тысяч тонн породы. — По сообщению из Керчи, промышленная плавка литей ного томассовского чугуна с применением апатито-нефелиновой руды идет успешно. Производительность домен, работающих на апатите, повышается. Ход плавки— нормальный. Выпла влено 3 тыс. тони, чугуна. Тысяча то.-тн отправлена на машино строительные заводы. Остальной ■ чугун переделан на сталь, из которой прокатаны высококачественные рельсы. — Онежский завод (г. Петрозаводск) перед ется в веде ние главного управления Сулостроительной промышленности (ГУСП). Уже в текущем году завод должен приступить к разработке технологических процессов и начать частичное освоение производства паровой машины в 200 лош. сил и двигателя внутреннего сгорания мощностью 50— 100 лош. сил, с таким расчетом, чтобы с начала 1934 года развернуть их массовое производство для нужд речного и мелкогр промы слового флота и судов Беломорско-Балтийского водного пути. — В Кандалакшской губе без перерыва идут работы Э П Р О Н ’а по поднятию затонувшего в 1916 году мощного ледокола „Садко". Работами руководит выдающийся специа лист по водолазному делу т. Симонов. Работа ведется пон тонным способом по проекту инж. Бобрицкого. Первоначально было приступлено к прорытию под корпусом „Садко" 12 тун нелей. Туннели промывались при помощи водяных струй попе ременно с обоих бортов затонувшего судна. После этого сделанные струями воды ходы были прочищены троссами и цепями и под корпус судна протянуты „полотенца" — сталь ные полосы 20—30 метров длины. К этим „полотенцам" прикрепляются понтоны, опущенные на дно путем их зато пления. Подъем будет производиться путем накачивания в пон тоны сжатого воздуха. Каждый понтон после накачивания в него воздуха будет обладать подъемной силой в 200 тонн. Работа экспедиции задерживается сильными штормами и тем, что часть экспедиции была брошена на спасение голландского парохода „Алкаид1. Эпроновцы показывают образцы ударных темпов и социалистического отношения к своему чрезвычайно сложному делу. Приказом по экспедиции отмечены само отверженные работники, водолазные старшины Дикс и Смоль ников и водолазы Точилов и Коровинский. „Садко" по своим техническим данным является одним из лучших ледоколов. Его длина достигает 78 метров, он делает 14,3 узла, при чем установленная на нем машина имеет мощ ность в 3 500 лош сил. „Садко" построен в 1913 году в Нью-Кэстле (Англия), был первоначально приобретен Канадой, а там куплен русским правительством за 810С00 рублей. П ро плавав с большим успехом 2 года в ледовых условиях, ^Садко“ во время летнего рейса из Архангельска в Кандалакшу, пошел не по фарватеру, и на виду у острова Анисимова нарвался на банку. Получив 10-футовую пробоину, ледокол стал быстро тонуть. Этому способствовали открытые иллюми наторы. В каких-нибудь 10 минут, почти не замедляя хода, ледокол затонул. „Садко" должен вступить в эксплоатацию в первой поло вине 1934 года. Судно будет передано Главному управлению Северного морского пути для полярных научно-исследова тельских работ. — В восточной части Мурмана близ реки Иоканьги обнару жены большие косяки необычайно крупной сельди. П о пред варительным подсчетам, запасы сельди доходят до 20 тыс тонн. В прошлом году здесь сельдь не ловилась. Центр осеннего лова переносится на восточное побережье, куда по приказу Наркомснаба т. Микояна перебрасываются 4 траулера, 14 парусных судов и 1 рефрижератор. — Северная сельдяная экспедиция под руководством проф. Аверинцева на •траулере „Кумжа" успешно провела впервые лов сельди дрифтерными сетями в Баренцовом море. Этим положительно решен воп рос о возможности дрифтер ного сельдяного промысла вдали от берегов. — П о распоряжению тов. Микояна на Мурман командиро вана специальная комиссия для улучшения качества о б р а ботки сел» ди. В составе комиссии крупнейшие специалисты сельдяного и посолочного дела. — На озере Имандра начинается строительство большого рыбоводного завода. — В этом году Ленпушниной впервые проводится п ро мысловая охота на тюленя в Понойском районе. — И з Мурманска в Понойский район выехали квалифици рованные ^охотники и научные работники для изучения воз можностей промысловой охоты на песца и гагу.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz