Карело-Мурманский край. 1933, N5-6.

66 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 5— 6 программ необходимо сразу же намечать местные объекты для экскурсий, а также темы практических работ и заданий для индивидуальной проработки. Говоря о локализации программ, нельзя миновать вопроса о создании учебников, хрестоматий на местном материале. Такие попытки в прошлом имели место, но они не были доведены до конца. Необходимо Карельскому Областному Бю ро Крае­ ведения и УМС НКП АКССР приступить к этой работе. Кроме учтенных в настоящее время 30-ти краеведче­ ских ячеек по Карелии, в ряде школ ведется краеведче­ ская работа, но она не укладывается в четкие организа­ ционные рамки. Между тем интерес к изучению края у детей и у педагогов имеется колоссальный. Например, при организации музея в Кандалакше на собрании одной из школьных краеведческих ячеек ребята объявили себя ударниками в деле организации музея и вызвали на соц. соревнование педагогов школы. Независимо от этого, ряд педагогов принял активное уча.тие в строительстве музея, который в настоящее время имеет около 600 экспо­ натов. Ряд учителей ведет активную краеведческую работу: Тов. Шавельский (Сунская Ф З С , Кондопожский район) — энтузиаст краевед, автор ряда краеведческих работ. Организатор и руководитель краеведческой ячейки при Сунской Ф З С Т оз. Кийранен (Елетозерская школа, Кестеньгский район)— заочник курсов по подготовке инструкторов краеведов при Центральном бю ро краеведения, проводил вместе с о школьниками метеорологические и фенологи­ ческие наблюдения. Тов. Смирнов (Ф З С С орок а) — провел целый ряд работ по геологии. Тов. Ржановская Е. В. (Комлевская школа Заонежский район)— в течение нескольских лег собрала значитель­ ный материал по детскому фольклору. Работы многих школ и отдельных краеведов еще не­ известны Карельскому Областному Бю ро Краеведения. Все это говорит о необходимости организационного укрепления краеведческой работы. Узким местом школьного краеведения в Карелии является в ряде случаев— его стихийность, организа­ ционная неоформленность. Необходимо в каждой школе организовать краеведческую ячейку. Ячейка должна объединять детей по группам, чтобы не было резкой возрастной разницы и отсюда несоответствия в тематике работ. Руководство всеми группами должно осуществлять общешкольное бю ро краеведческой ячейки. Совершенно необходимо участие и помощь в работах ячейки со стороны педагогов. Краеведческая ячейка в школе ни в коем случае не должна работать в одиночку, без увязки с другими кружками и ячейками, например: О П Т Э , ОСОАвиахима, СВБ и т. п. Эта связь поможет лучшему и более широкому изучению местного края. Ячейка должна работать по четко выработанному производственному плану, согласованному с местным Районным бю ро краеведения или Карельским Областным бю ро краеведения. В ее план должны быть включены актуальные вопросы социалистического переустройства Карелии: изучение природных богатств и производи­ тельных сил своего района, экономики, форм классовой борьбы, культуры, быта, его национальных особенностей. Установление тесной связи с соседними фабриками, лесозаводами, разработками, колхозами, новостройками — путем их изучения будет содейстьовать проведению подлинной политехнизации школы. План проведения школьной летней оздоровительной кампании может быть особенно тесно увязан с краеведением. Летом можно провести целый ряд опытных работ по селекции, создать опытный огород (такая работа проводилась в некоторых школах Заонежского и Шелтозерского районов), органи­ зовать поиски полезных ископаемых, с б о р геологических образцов для коллекций, гербариев и т. п. Последние помогут созданию ряда школьных пособий, недостаток которых ост ро чувствуется в настоящее время. Собранный в процессе работы краеведческой ячейки материал должен реализоваться, использоваться нашими научными, хозяй­ ственными и планирующими организациями, печататься, поступать в районный музей или школьный политехни­ ческий кабинет. Г. Никитин. Карелия — Рабочий поселок Ильинского л/завода.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz