Карело-Мурманский край. 1933, N5-6.

№ 5—6 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 65 Задачи школьного краеведения в Карелии Строительство советской школы на базе политехни­ зации, уничтожающей старую словесную школу, ряд установок, данных в постановлении ЦК ВКП(б) „ О на­ чальной и средней школе“, с особенной силой заостряют вопрос об организации и укреплении школьной краевед- ческой работы. Школьное краеведение в Карелии является отсталым участком культурного фронта, который должен быть немедленно укреплен. На конференции школьных инструкторов Р О Н О , с о з ­ ванной в январе текущего года НКП АКССР , были заслушаны доклады: 1. Карельского Областного Бю ро Краеведения: „О крае­ ведческой работе в школе и задачах инструктора Р О Н О “ и 2. Доклад руководителя опорной краеведческой ячейки при Сунской Ф З С (Кондопожский район) тов. Шавель- ского: „Опыт работы Сунской краеведческой ячейки11. Тов. Шавельский сопровождал свой доклад демон­ страцией материалов, собранных в процессе работы ячейки. Это были: 1) коллекция карельских мраморов (22 образца), выявленных кустарями мраморщиками с Белой Горы Тивдийского с/с. Кондопожского района. Н а коллекционной витрине были удачно смонтированы ряд фотоснимков с указаниями пунктов, откуда взяты данные образцы. 2) Альбом с вырезками из газет о граж­ данской войне в Карелии. 3) Плакат 10 биографий участников гражданской войны, жителей Сунского с/с., убитых и расстрелянных. 4) Материалы— очерки по истории гражданской войны в Карелии: а) „9 месяцев под властью белых1 б) „воспоминания красных парти­ зан: Н. М . Кокчеева, В. П. Бабенко, П . А. Т ароева1'. (Часть этого материала уже отпечатана в сборнике „В боях за Советскую Карелию11. ГИХЛ , 1932 г.), 5) Описание 9 колхозов (рукопись). 6) Ввиде прило­ жения к описанию колхозов, большая диаграмма— рост коллективизации в АКССР. 7) Материалы по истории Сунского лесозавода, собранные учениками Ф З С и р а б о ­ чими лесозавода. 8) Описание Уницкого лесозавода (подготовлено к печати), к нему диаграмма— рост лесо­ пильного производства на Уницком лесозаводе. 9) Мате­ риалы, которые можно объединить под общим названием. „Борьба за культурную революцию11. Одно лишь перечисление собранных ячейкой материа­ лов говорит о той большой и важной работе, которую она проделала. (См. подробнее П . Озеров, „Ударники школьного краеведения в Карелии", журнал „Советское краеведение", № 6, 1932 г.). Опыт краеведческой работы Сунской Ф З С необходимо учесть всем школьным краеведческим ячейкам Карелии. Школьное краеведение, будучи одним из участков м ассо­ вого движения советского краеведения, должно явиться существенным моментом, делающим детей „всесторонне развитыми строителями социализма". Направляя на кон­ кретное исследование, краеведение способствует углуб­ лению и расширению общеобразовательных знаний и выполняет таким образом одно из важных положений постановления ЦК ВКП (б) (от 5-го сентября 1931 г.). Однако, необходимо заметить, что взгляд на краеведение в школе, как на самоцель, был бы крайне неправильным и исказил бы всю постановку учебной работы. О н о должно быть подчинено „учебным и воспитательным целям школы". Отсюда вытекают и те пути, по которым должно развиваться школьное краеведение. Карелия. — На уроке в Ф З У Ильинского лесозавода. (Занятия идут на финском языке). Одним из важных мероприятий в этом отношении является локализация учебных программ, наполнение их местным, доступным для детей, материалом, разумеется, без нарушения установленной учебной сетки. В постанов­ лении ЦК ВКП (б) „О б учебных программах и режиме в начальной и средней школе1 от 25-го августа 1932 г. (раздел 1-й § 2-й п. п. „г“; „ е “; „и “) указано: „значи­ тельно усилить элементы историзма в программах по обществоведению, по языку и литературе, географии, иллюстрируя основные разделы и темы этих дисциплин необходимым фактическим материалом, историческими эксурсиями и сравнениями... по географии программа должна обеспечить знание карты, в особенности карты СССР , основных понятий физической географии, основ­ ных элементов физической, природной и экономической географии С СС Р как в целом, так и каждой из республик, краев и областей в отдельности .. Признать необходимым в учебные программы по обществоведению, литературе, языкам, географии и истории ввести важнейшие знания касающиеся национальных культур народов ССС Р , их литературы, искусства, исторического развития, а также элементы краеведения С С С Р (природные особенности, промышленность, сельское хозяйство, соц.-экономическое развитие и т. д .)...“ Постановление ЦК ВКП(б) от 12 февраля 1933 г. „об учебниках для начальной и средней школы" еще более углубляет это положение, предоставляя „право каждому краю и области, с разрешения Н аркомпроса и с его утвер­ ждения, издавать краевую учебную книгу для начальных школ на базе м е с т н о г о к р а е в е д ч е с к о г о м а т е ­ р и а л а 11. В приведенных нами выдержках из постановлений ЦК ВКП(б) совершенно ясно указаны разрезы, по которым должна проходить локализация программ, и то место, которое должно занимать краеведение в школьных дисциплинах. Локализация программ НКП Р С Ф С Р должна быть проведена не только в центрах автономных р е с ­ публик, краев и областей, но и в каждом районе с учетом местных специфических особенностей. При локализации

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz