Карело-Мурманский край. 1933, N5-6.

№ 5 — 6 КАРЕЛО-МУРМАНСКИИ КРАЙ 57 извести 9000— 10 000 т корунда, что потребует до 14 000 т окиси 2-го сорта, т. е. в обоих случаях вы­ ход окиси 2-го сорта следует принять одинаковым. Таким образом , следует считать, что абразивное произ­ водство в Кандалакше в части сырьевой базы будет целиком обеспечено. Отмечая этот момент, как один из моментов, определяющих размещение абразивного прои з­ водства в Кандалакше, перейдем к другим предпосылкам, характеризующим эту точку в отношении организации абразивного производства. Вторым основным условием, помимо наличия сырья, для производства абразивов является обеспеченность электроэнергией. Производство электрокорунда весьма электроемко, на каждую тонну розов ого корунда затра­ чивается до 3000 квт. часов электроэнергии, а на тонну „к орак са" около 1500 кв. часов. При наличии 14000 т окиси алюминия, передаваемой в абразивное производ­ ство, будет возможно произвести до 9000 —10000 тонн розов ого корунда, и таким образом потребность в элек­ троэнергии выразится в масштабе до 30 мил. кв. часов электроэнергии, а с прочими нуждами завода не менее 35 мил. кв. часов. При коэффициенте использования, равном 7000 часов в год, абразивное производство зай­ мет мощность электро-станции в размерах 5000 квт. Нивская гидроэлектростанция, пуск которой осущ е­ ствится в начале 1934 г., с мощностью первого аггре- гата в 15000 квт. и максимально возможной мощно­ стью в 42000 квт. (1935 г.) явится тем источником энергии, который обеспечит абразивное производство. Благоприятное положение Кандалакши в отношении двух решающих моментов организации абразивного п ро­ изводства — сырья и электроэнергии, подкрепляется в то же время рядом других соображений. Кандалакша удобна в транспортном отношении, так как связана с внутренними районами страны, и в частности с Ле­ нинградской областью, представляющей собой емкий рынок абразивных материалов, железнодорожным и вод­ ным путями (Мурманская жел. дорога и Балтийско-Бело­ морский водный путь). К числу положительных сторон Кандалакши относится также и возможность размещения абразивного производ­ ства в непосредственной территориальной близости с за­ водом окиси алюминия. Абразивный завод может быть п о­ строен на площадке, непосредственно примыкающей к пло­ щадке завода окиси алюминия. Это обстоятельство весьма облегчает передачу сырья, удешевляя тем самым стоимость производства. В то же время этот момент благоприятно от­ зовется и на размере капитальных затрат, так как такие эле­ менты хозяйства абразивного завода, как водоснабже­ ние, электроснабжение, подъездные пути и др могут быть объединены с хозяйством завода окиси алюминия. Выгоды комбинирования родственных производств таким образом целиком приложимы к абразивному производству в Кан­ далакше. Следует отметить, что и организация строи ­ тельства абразивного завода в Кандалакше значительно облегчается соседством такой большой стройки, какой является завод окиси алюминия. Вопросы кадров а б р а ­ зивного производства для Кандалакши также не будут представлять собой особых затруднений, так как общее число рабочих абразивного завода, по данным треста „С ою забразив“, не превысит 300 чел. Квалифицирован­ ные группы рабочих могут быть подготовлены в период строительства завода на действующих абразивных пред­ приятиях. При производстве розов ого корунда, кроме 1,3— 1,7 т окиси алюминия, расходуется 0,15 т железных опилков, 0,16 т каменноугольного пека и 0,025 т электродов. В сумме все количество дополнительного сырья выразится в пределах 2 ,5— 3 тыс. т . Очевидно, что доставка материалов в таких количествах не пред­ ставляет особенно серьезной задачи. Т о же можно ска­ зать и в отношении топлива, расход которого не пре­ вышает 70 кг на тонну продукции. Важнейшими элементами, определяющими себестои­ мость электрокорунда в Кандалакше, являются сырье (окись алюминия) и электроэнергия. Согласно проектных данных Гипрохим'а, себестоимость сырья не превысит 300 р. за тонну. Электроэнергия Нивской гидроэлектростанции, по проекту Гидроэлектро- строя, будет стоить 1,25 коп. за кв. час. Исчисленная на основе этих данных ориентировочная себестоимость розов ого корунда выразится в следующих пределах: окись алюминия при затрате ее на тонну корунда в р а з ­ мере 1,3 /тг и при стоимости в 300 р. будет стоить около 400 р., другие виды сырья (железные опилки, каменно-угольный пек, электроды) и топливо, по дан­ ным „С ою заб разив а", будут стоить около 45 р., электро­ энергия при затрате ее в 3000 кв. часов обойдется в 37 р. Зарплата с начислениями, цеховые и общезавод­ ские расходы составят, по данным „Сою забразива", около 190 р. Такии образом , себестоимость 1 тонны розов ого корунда выразится в 670 р. Сопоставляя эту цифру с себестоимостью бокситного корунда, производимого в настоящее время на заводе имени Ильича, выражающейся в 680— 700 р. за тонну, видно, что корунд из окиси алюминия вполне конку­ рентоспособен в отношении к корунду из бокситов. Практически, однако, эти цифры не сравнимы, так как корунд из окиси алюминия дает абразивную продукцию, на много превышающую по своему качеству абразивы из бокситного корунда. Высокое качество абразивов из корунда на окиси алюминия, удлиняя срок службы абразивов и уменьшая их расход на единицу обрабаты­ ваемого металла, создает для социалистического хозяй­ ства значительную экономию. Размеры производства корунда из окиси алюминия в Кандалакше определяются выходом необескремненной окиси алюминия или ресурсами электроэнергии. Не задаваясь в настоящей статье, написанной в порядке постановки вопроса о новых путях использования окиси алюминия Кандалакшского завода, определением производительности абразивного завода, отметим еще раз, что теоретически вполне мыслимо, по условиям запасов сырья и электроэнергии, развернуть производ­ ство корунда в Кандалакше в пределах до 10000 т . При потребности С ою за в корунде, определяемой „Союз- абразивом* на конец 2-го пятилетия в размерах 30 000 т , Кандалакшский абразивный завод "мог бы получить весьма большое значение. Ц ^ . 4 , 5 «Л Имея в виду, чго Кандалакшский завод окиси алюми­ ния вступит в эксплоатацию на протяжении 1934 г., пуск абразивного завода следует рассчитывать в период не ранее 1935 г. М. Коссов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz