Карело-Мурманский край. 1933, N5-6.
32 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 5—6 I Как строился Панамский канал Панамский канал находится в централь ной Америке. Он соединяет Панамский залив Тихого океана с Москитовым за ливом Караибского моря Длина его в три с половиной раза меньше длины ББВП. Постройка Панамского канала нача лась в 1£81 году, когда французский инженер Лессепс разработал окончатель ный план и основал компанию по соору жению канала. Компания эта в 1889 году обанкротилась, при чем ее крах сопро вождался скандальным процессом (зна - менитый „Панамский процесс”). Обна ружились ужасающие факты подкупно сти французской буржуазной печати, огромного числа буржуазных депутатов, сенаторов и министров (свыше 150 чел. членов парламента — между ними 6 министров — были уличены в круп ном взяточничестве). В 1894 году была создана новая фран цузская компания, которая взялась за продолжение этого строительства, но и она потерпела неудачу и в 1904 году продала своз предприятие правитель ству Соединенных Штатов Америки. В 1905 году началась новая подготовка к строительству, которая длилась целых два года И, наконец, в 1907 году была создана новая комиссия, которая в 1914 году закончила канал. Панамский канал считается одним из грандиознейшие сооружений нашей эпо хи. Попробуем сравнить это достижение прославленной американской техники и культуры с нашим Ьелморсгроем Краткая справка о сроках строитель ства Панамского канала, которую мы привели выше, показывает, что „темпы* французских и американских капитали стов не выдерживают никакого сравне ния с нашими белморстроевскими тем пами. Воистину рекордные темпы у ка питалистов были только тогда, когда они брали взятки, совершали подкупы и под флагом строительства набивали себе за чужой счет карманы. Попытка творческого созидания (чем по существу должно было быть строи тельство Панамского канала) в капита листических условиях с неотвратимой неизбежностью превратилась в свисто пляску самого разнузданного авантю ризма, чудовищной эксплоатации трудя щихся, грабежа и мошенничеств. Пороч ная капиталистическая система превра тила стройку в источник исключительных по масштабу преступлений. У нас на Беломорсгрое люди, которые прежде занимались жульничеством, кра-j жами, грабежами и всякими другими преступлениями, здесь, на стройке ББВП, превратились в энтузиастов строителей и навсегда порвали со своим преступным прошлым. Посмотрим, какие условия создали „культурные" капиталисты для рабо чих строителей Панамского канала.^ Об этом ярко рассказывают воспоми нания участника строительства Панам ского канала. Из них видно, какая ог-| ромная пропасть лежит между любым капиталистическим государством и нашей Советской страной. Факты, отмеченные историей строительства Панамского ка нала, ярко вскрывают все лицемерие и всю гнусность воплей, буржуазии насчет принудительного труда в СССР: в то время как у нас труд является мощным орудием перевоспитания правонаруши телей, в то время как этот труд уже вер нул тысячи недавних преступников в ря ды честных трудящихся и полноправных граждан нашей страны,— там, в буржуаз ных странах, труд был и остался тяжким ярмом, которое капиталисты надели на шею безудержно и бесчеловечно экс- плоатируемых ими миллионных масс Трудящихся. Воспоминания участника строительства Панамского канала В 1905 году во всех европейских государствах, в том числе и в России, были открыты конторы по вербовке рабочих для строительства Панамского канала. О канале шла дурная слава. Итти туда добровольно никто не желал. Поэтому капиталисты пустились ца обман. Цель вербовки и место будущей работы держали в ст ро гом секрете (говорили только, что вербуют для работы в Америке). Всем, кто согласится поехать, обещали х о р о ший заработок (до 3 долларов в день — на наши деньги 6 рублей), прекрасные жилищные условия, лучшее пита ние, бесплатное передвижение к месту работы со всеми удобствами. Соблазняли тем, что в Америке они легко станут состоятельными людьми, будут жить богатой жизнью, полною всевозможных благ... Многие попались на эту удочку. И з разных стран огром ные океанские пароходы повезли десятки .тысяч доверчивых людей, мечтавших попасть в Северную Америку... Н о пароходы шли южнее, прямо в Караибское море, и доставляли завербованных людей на постройку Панам ского канала. Всех высадили на пустынный берег. Никаких перевозочных средств не было. При невыносимой жаре и полном бездорожьи пришлось пешком идти 18— 20 миль до места работы и на собственной спине тащить свои вещи. Место работы также было пустынно: никаких поме щений для жилья не было. Каждый должен был сам строить себе шалаш из ветвей и покрывать его пальмо выми листьями. Кухонь, столовых, прачечных не было и в помине. Каждый рабочий питался на свой риск и сам готовил себе пищу. О горячей пище и думать было нечего. После изнурительного труда многие до того усга- вали, что, не раздеваясь и не умываясь, с трудом взби ра лись на нары или сваливались в свои углы и засыпали. А труд, поистине, был каторжный. На работу выго няли в 7 часов утра и отпускали в 8 часов вечера. Перерыв на обед длился всего один час. И только в исключитель ных случаях, во время невыносимой жары в 50 и больше градусов, когда рабочие в изнеможении падали, разре шался дополнительный час на отдых. Таким образом , нормально работа длилась 12 часов. Никаких норм выра ботки не существовало. Каждый обязан был работать до полного изнеможения. Работы шли под усиленным наблюдением и понуканием надсмотрщиков. Эксплоататоры ставили надсмотрщиков с р а з б о р о м :?так, над белыми ставились темнокожие надсмотрщики — преимущественно негры, а над темнокожими ставили белых. Расовая рознь и ненависть друг к другу сеялись во всю. Надсмотрщики расправлялись с рабочими жестоко: колотили палками, били по зубам и пускали иногда в ход и огнестрельное оружие. Немало было случаев, когда надсмотрщики уби вали рабочих. Беспрерывные понукания, крики и беспощадная руган! оглашали воздух и дополняли картину капиталистиче ского „свободного" труда. Человека обращали в механизм который должен был работать без отдыха и без отказа Сама работа была очень тяжелая. Особенного напря жения требовала выемка глины в обводненной местности В о время сильной жары от болот подымались удушливые испарения. Тучи ‘комаров жалили рабочих. Никаких п р е , дохранительных средств не было. Для защиты от болез ненных укусов комара рабочие смазывали лица, шею и руки глиной, и это служило единственным предохрани тельным средством. Выбраться из этого ада было совершенно невозможно. Для того, чтобы уйти, надо было иметь с собой хоть немного денег, — а их не имел ни один рабочий. Правда, платили здесь х о р ош о (от 2 до 3 долларов в день), но рабочие были вынуждены весь свой заработок ост а-j влять здесь же. Дело в том что, все продукты' питания
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz