Карело-Мурманский край. 1933, N5-6.

16 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 5—6 Оэщнй вид ряжей. в виде высоконапорных дамб и земляны* плотин при­ шлось возводить в зимних условиях при очень низких температурах. Однако, разработанные Строительством технические правил^ возведения сооружений в зимнее время полностью гарантировали высокое их качество. Богатый опыт Строительства в области зимних работ на гидротехнических сооружениях является единствен­ ным в своем роде и весьма поучительным. Отмеченные трудности приобретают особ ое значение при сопоставлении с объемами выполненных работ. О б ­ щее их количество, уточненное на основании инструмен­ тальных контрольных обмеров, дает представление о гран­ диозности всего строительства. Вот перечень главнейших из них: Вынуто скальных г р у н т о в ............................ 1 985 ООО куб. м Вынуто мягких грунтов.................................. 7 054 000 „ „ Произведено насыпей всех видов ............ 7 544000 „ » Поставлено деревянных^ряжей.................. 8850Э0 „ „ Уложено б е т он а................................................. 384 000 „ „ Укреплено откосов дамб и пл отин .......... 1 138 000 кв. „ Для выполнения указанных работ понадобилось заве­ сти на Строительство огромное количество материалов, инструментовки оборудования. Чтобы дать некоторое представление о размахе Строительства, приведем данные Постройка шлюза № 3. только о некоторых материалах, израсходованных на постройке. Основным материалом на ББВП , особенно широко применявшимся, был лес. Его израсходовано 954 тыс. фестметров, из которых 369 тыс. фестметров были заготовлены непосредственно самим Строительством. Металл, по возможности, экономили. И з 102 полот­ нищ шлюзовых ворот только 16 являются металлическими, остальные сделаны из дерева. В результате удалось свести весь расход железа на ББВП в 12 500 т в виде металла, 900 т в виде гвоздей и 2 000 т в виде гаек, болтов и проч. Всего, таким образом , и зрасходо­ вано 15 400 т железа, или 930 вагонов. Кроме того, на буровые работы потрачено 850 т буровой стали. Для возведения голов 19 шлюзов и 4 водослив­ ных плотин, а также некоторых других работ истрачено 111 тыс. т цемента, что составляет около 170 поезд­ ных составов по 40 вагонов в каждом. Для удаления скалы, мерзлых грунтов, в том числе плывунов, израсходовано 1850 т взрывных материалов, главным образом аммонала, а для работы двигателей, механизмов, судов, собственной жел.-дорожной ветки и проч. завезено на Строительство разных топливных — жидких и твердых — материалов свыше 25 тыс. т . Интересно также отметить, что одних только тачечных колес, применявшихся при земляных работах, было ча­ стично завезено, а частично заготовлено в Механических Мастерских Строительства свыше 70 000 штук. Работа бурильщиков диабаза. Однако, приведенными цифрами далеко не исчерпы­ ваются ни объемы произведенных работ, ни затраченные при этом материалы. Для того, чтобы очистить зону затопления от лесопокрытой площади, пришлось р а зр а ­ ботать 87 700 га лесных массивов с заготовкой 3 200 000 куб. м лесоматериала. Еще более значи­ тельные работы произведены на железной дороге. К числу работ, тесно связанных с постройкой канала, относится перенос трассы Мурманской ж. д. из зоны затопления на более высокие горизонтали. Работа усложнялась тем, что Мурманская ж . д. является однопутной магистралью. Это обусловило необходимость отнести новую трассу в рай­ оне 654— 756 км в сторону от старой на расстояние, доходящее местами до 2,5 км. Одновременно с пере­ носом трассы был улучшен профиль дороги, что увели­ чило ее провозную и пропускную способность и повы­ сило грузоподъемность составов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz