Карело-Мурманский край. 1933, N5-6.
16 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 5—6 Оэщнй вид ряжей. в виде высоконапорных дамб и земляны* плотин при шлось возводить в зимних условиях при очень низких температурах. Однако, разработанные Строительством технические правил^ возведения сооружений в зимнее время полностью гарантировали высокое их качество. Богатый опыт Строительства в области зимних работ на гидротехнических сооружениях является единствен ным в своем роде и весьма поучительным. Отмеченные трудности приобретают особ ое значение при сопоставлении с объемами выполненных работ. О б щее их количество, уточненное на основании инструмен тальных контрольных обмеров, дает представление о гран диозности всего строительства. Вот перечень главнейших из них: Вынуто скальных г р у н т о в ............................ 1 985 ООО куб. м Вынуто мягких грунтов.................................. 7 054 000 „ „ Произведено насыпей всех видов ............ 7 544000 „ » Поставлено деревянных^ряжей.................. 8850Э0 „ „ Уложено б е т он а................................................. 384 000 „ „ Укреплено откосов дамб и пл отин .......... 1 138 000 кв. „ Для выполнения указанных работ понадобилось заве сти на Строительство огромное количество материалов, инструментовки оборудования. Чтобы дать некоторое представление о размахе Строительства, приведем данные Постройка шлюза № 3. только о некоторых материалах, израсходованных на постройке. Основным материалом на ББВП , особенно широко применявшимся, был лес. Его израсходовано 954 тыс. фестметров, из которых 369 тыс. фестметров были заготовлены непосредственно самим Строительством. Металл, по возможности, экономили. И з 102 полот нищ шлюзовых ворот только 16 являются металлическими, остальные сделаны из дерева. В результате удалось свести весь расход железа на ББВП в 12 500 т в виде металла, 900 т в виде гвоздей и 2 000 т в виде гаек, болтов и проч. Всего, таким образом , и зрасходо вано 15 400 т железа, или 930 вагонов. Кроме того, на буровые работы потрачено 850 т буровой стали. Для возведения голов 19 шлюзов и 4 водослив ных плотин, а также некоторых других работ истрачено 111 тыс. т цемента, что составляет около 170 поезд ных составов по 40 вагонов в каждом. Для удаления скалы, мерзлых грунтов, в том числе плывунов, израсходовано 1850 т взрывных материалов, главным образом аммонала, а для работы двигателей, механизмов, судов, собственной жел.-дорожной ветки и проч. завезено на Строительство разных топливных — жидких и твердых — материалов свыше 25 тыс. т . Интересно также отметить, что одних только тачечных колес, применявшихся при земляных работах, было ча стично завезено, а частично заготовлено в Механических Мастерских Строительства свыше 70 000 штук. Работа бурильщиков диабаза. Однако, приведенными цифрами далеко не исчерпы ваются ни объемы произведенных работ, ни затраченные при этом материалы. Для того, чтобы очистить зону затопления от лесопокрытой площади, пришлось р а зр а ботать 87 700 га лесных массивов с заготовкой 3 200 000 куб. м лесоматериала. Еще более значи тельные работы произведены на железной дороге. К числу работ, тесно связанных с постройкой канала, относится перенос трассы Мурманской ж. д. из зоны затопления на более высокие горизонтали. Работа усложнялась тем, что Мурманская ж . д. является однопутной магистралью. Это обусловило необходимость отнести новую трассу в рай оне 654— 756 км в сторону от старой на расстояние, доходящее местами до 2,5 км. Одновременно с пере носом трассы был улучшен профиль дороги, что увели чило ее провозную и пропускную способность и повы сило грузоподъемность составов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz