Карело-Мурманский край. 1933, N5-6.

№ 5—6 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ__________________________ 15 Только в од­ ну Маткожнен- скую плотину уложено столько бето­ на, сколько на всем Волхов- строе в целом. Общий вид ПЛОТИНЫ валунные, так и глинистые грунты при промерзгнии, а иногда и в талом состоянии, не могут разрабатываться обыкновенной лопатой и требуют применения клиньев с кувалдами, а чаще всего подрыва. Геологическая обстанозка в районе трассы мало благо­ приятствовала выбору надлежащих грунтов в непосред­ ственной близости от возводившихся сооружений. Это повлекло за собой необходимость возить грунты на расстояние в 3 — 4, а иногда и больше километров и частого применения нерентабельных способов возки. Низкие температуры, обычно наступающие в Карелии еще до образования снегового покрова, влекли за собой значительное промерзание грунтов, доходившее местами до 2 м в глубину. Такое раннее промерзание грун­ тов вызывало необходимость широкого применения подрывных работ и отрицательно отражалось на п рои з­ водительности труда. Раннее наступление м орозов очень чувствительно отразилось также и на темпах бетонных работ, ибо добрую половину их пришлось производить под защитой тепляков. Наличие в отложениях большого количества грунтовых вод сильно затрудняло разработку оснований под с о о р у ­ жения, так как для борьбы с грунтовыми водами при­ шлось провести мероприятия по водоотливу и по отводу канавами неглубоко залегающих вод. Особенные трудности создали мелкозернистые пески, обильно насыщенные водой и находящиеся под напором. Это так называемые плывуны, отличительная особенность которых заключается в том, что они в очень короткий срок, примерно за ночь, вновь заполняют выпучиванием уже произведенную выемку, благодаря чему в этих случаях одни и те же земляные работы приходится производить по несколько раз. Разработка плывунов в зимнее время, когда явления выпучивания исчезают, наталкивается на другие трудности, ибо при промерзании Бурение скалы. ппывуны делаются настолько плотными, что их удаление требует применения взрывчатых веществ при огромной затрате рабочей силы. Несмотря на это, работы на ББВП не прекращались ни на один день. Очень ответственные сооружения Общий ве с всей вынутой н а Б е л м о р ­ с т р о е с к а лы с о с т а в л я е т 5 милл. тонн. Для того, что­ бы погрузить всю эту скалу в вагоны, пона­ д о б ил о с ь бы 300 тыс. ваго­ нов или 7 530 составов поез­ дов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz