Карело-Мурманский край. 1933, N5-6.

12 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 5 —6 Проект ББВП и его выполнение 18 февраля 1931 г. было Еынесено постановление Совета Труда и Обороны о постройке Беломорско-Бал­ тийского Водного Пути, в апреле того же года было приступлено к составлению эскизного проекта, в августе началась разработка технического проекта и задолго до его окончания, в октябре 1931 г., развернулись первые работы на Белморстрое с тем, чтобы в июне 1933 г., т. е. спустя 1 год и 9 месяцев, сдать Стране Советов огромный по протяжению и сложный по количеству гидротехнических сооружений готовый к эксплоатации водный путь. В этих основных датах, характеризующих главнейшие этапы строительства и столь близко отстоящих друг от друга по времени, сказались лишний раз мощь и крепость Советской власти, уверенно идущей от победы к победе и умеющей побороть на своем пути самые значительные природные, технические и организационные трудности. Перед руководителями Строительства была поставлена задача необычайной трудности. В мало обследованном районе, отличающемся суровостью климата, надо было построить величайший водный путь ск о р о, прочно и дешево, максимально используя местные строительные материалы и не претендуя на какие-либо валютные ассигнования на импортное оборудование. Н адо было дать простое и ясное решение, наиболее приспособленное к местным природным условиям. Огромным бьефа еодный путь последовательными ступенями спу­ скается к Белому морю на общую высоту в 102 м. Н а всем еодком пути имеется 133 искусственных — - гидротехнических со оруж е ­ ний, в том числе: 19 шлюзов, из них 13 двухкамерных и 6 однока­ мерных. 15 плотин, из них 4 бетонных, 2 ряжевых и 9 земляных; 12 водоспусков; 36 каналов; 51 дамба. Нужные для судоходства глубины в большинстве слу­ чаев достигались подпором (подъемом) естественного горизонта воды в озерах или посредством глухих и ОбъемВыгского водохрани- водосливных плотин на лища—7,1 миллиардов куб. .и реках. Благодаря этим ме- воды. Длина Панамского к анал а- 80 км , строился он 28 лет. Длина Суэцкого канала — 160 км , строился сн 10 лет. Длина ББВП—228 км истро- ился он 1 год и 9 мес. Этого количества воды хва- роприятиям водные поверх- C/lUl \J l\ v/JIrl“VV-I Сci и ш ло п ____ дд__ тило бы для питья всему насе- ности Выгозера, Матко- лению земного шара в тече- озера и Водораздельных ние семи лет. о зе р увеличились в не­ сколько раз. В частности, “ “ благодаря повышению у р о ­ вня воды в Выгозере на 6 м поверхность его увеличи- лась с 650 до 1250 кв. км, и воды его напряжением технической мысли удалось затопили пойму незначительной речки Теле- с этой задачей блестяще справиться, а Если сложить длину всех кинки, обратив ее на протяжении 30 км исключительный трудовой энтузиазм строи- пробуренных на Белкорстрое в судоходнз ю часть канала. телей-каналоармейцев содействовал ocv- Ш[|У Р ° в для взрывов, то полу- Большинство искусственных сооруже- ^ J чится 2 660 км , т. е. расстоя- „ J г-'0 ществлению проекта в такой рекордный по ние; равное протяжению же- ний расположено вне русла рек. о т о быстроте срок. лезнодорожного пути отМед- дало возможность вести работы широким При выборе трассы (направления) вод- Горы до Армавира (Сев. Кав- фронтом, независимо от водного ре­ ного пути были использованы многочислен- каз), или от Киева до берегов жима не прибегая к дорогостоящим водо- J Атлантического океана (через ’ ^ г ные изыскания, производившиеся на про- Польшу Чехо-Словакию, Гер- отливным мероприятиям, и сократить до тяжении всего X IX и начала X X века, манию и Францию). ’ минимума число временных перемычек. Остановились на так называемом „восточ- Шлюзы были так запроектированы, что ном“ варианте,, конечными пунктами кото- “ “ ~ рог о являются, с одной стороны, город Повенец у Пове- нецкой губы Онежского озера и, с другой стороны, С орок ск ая бухта на Белом море. Из общего протяже­ ния в 227 км только 48 км Количество вынутых на проходят и ску сственным и Белморстрое мягких грун- каналами, остальные' 179 км T0J?— миллионов нуб. л*. __ ____ ’ Этим количеством грунта озерам и рекам, тща- можно уложить железнидо- тельно зарегулированным, рожный путь от Москвы до От Онежского озера на Ленинграда, протяжении 12 км. путь поднимается ступенчатым шлюзованным каналом на высоту 72 м до В од ор аз­ дельного бьефа (участка), высота которого над уров- _ _ _ _ _ _ _ _ нем моря 102 м. Затем „ , на протяжении • 22 км до града вЫСор0оПка "п р еИждеенуж- 03ера МаТК0 ИД6Т в0Д0Ра з ' но было Потратить 17 суток Дельный участок, предста- непрерывной езды на паро- вляющий со б ою частью ис- ХОп в ахода ® п ° р ть,‘ кусственные каналы, частью Но ЬЬВП понадобится всего 6-7 суток (считая и останов- ИСП0льзуемые для целей су ­ ки в шлюзах). доходства озера В ол о и Уз- кие- О т водораздельного бетон и железо сохранялись только в тех местах, в которых это было совершенно неизбежно. Все камеры и палы (подходы) шлюзов сделаны в виде конструкции деревянных ряжей значительной, ранее не применявшейся на других водных системах, вы­ соты (до 12 м). Вместо металлических ворот впервые применены для высоконапорных шлюзов деревянные ворота небывалой для деревянных конструкций высоты. Достигнуто это было за счет того, что полотнища ворот шлюзов сделаны в виде ромбовидной деревян­ ной фермы, получающей возможность благодаря этому выдержать напор, создаваемый разницей уровней в 12 — 14 м. Этим также достигнута возможность применения леса меньших размеров. И только некоторые из шлюзов, которым прихо­ дится преодолевать разницу уровней в 16— 18 м, снаб­ жены металлическими воротами. Чтобы уменьшить потребность в цементе, только головы шлюзов сделаны из бетона, а стенки, если они не врублены в скале, делались ряжевыми. Эти мероприятия дали возможность соблюсти огромную экономию в металле и цементе, освободили транспорт от необходимости

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz