Карело-Мурманский край. 1933, N5-6.
12 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 5 —6 Проект ББВП и его выполнение 18 февраля 1931 г. было Еынесено постановление Совета Труда и Обороны о постройке Беломорско-Бал тийского Водного Пути, в апреле того же года было приступлено к составлению эскизного проекта, в августе началась разработка технического проекта и задолго до его окончания, в октябре 1931 г., развернулись первые работы на Белморстрое с тем, чтобы в июне 1933 г., т. е. спустя 1 год и 9 месяцев, сдать Стране Советов огромный по протяжению и сложный по количеству гидротехнических сооружений готовый к эксплоатации водный путь. В этих основных датах, характеризующих главнейшие этапы строительства и столь близко отстоящих друг от друга по времени, сказались лишний раз мощь и крепость Советской власти, уверенно идущей от победы к победе и умеющей побороть на своем пути самые значительные природные, технические и организационные трудности. Перед руководителями Строительства была поставлена задача необычайной трудности. В мало обследованном районе, отличающемся суровостью климата, надо было построить величайший водный путь ск о р о, прочно и дешево, максимально используя местные строительные материалы и не претендуя на какие-либо валютные ассигнования на импортное оборудование. Н адо было дать простое и ясное решение, наиболее приспособленное к местным природным условиям. Огромным бьефа еодный путь последовательными ступенями спу скается к Белому морю на общую высоту в 102 м. Н а всем еодком пути имеется 133 искусственных — - гидротехнических со оруж е ний, в том числе: 19 шлюзов, из них 13 двухкамерных и 6 однока мерных. 15 плотин, из них 4 бетонных, 2 ряжевых и 9 земляных; 12 водоспусков; 36 каналов; 51 дамба. Нужные для судоходства глубины в большинстве слу чаев достигались подпором (подъемом) естественного горизонта воды в озерах или посредством глухих и ОбъемВыгского водохрани- водосливных плотин на лища—7,1 миллиардов куб. .и реках. Благодаря этим ме- воды. Длина Панамского к анал а- 80 км , строился он 28 лет. Длина Суэцкого канала — 160 км , строился сн 10 лет. Длина ББВП—228 км истро- ился он 1 год и 9 мес. Этого количества воды хва- роприятиям водные поверх- C/lUl \J l\ v/JIrl“VV-I Сci и ш ло п ____ дд__ тило бы для питья всему насе- ности Выгозера, Матко- лению земного шара в тече- озера и Водораздельных ние семи лет. о зе р увеличились в не сколько раз. В частности, “ “ благодаря повышению у р о вня воды в Выгозере на 6 м поверхность его увеличи- лась с 650 до 1250 кв. км, и воды его напряжением технической мысли удалось затопили пойму незначительной речки Теле- с этой задачей блестяще справиться, а Если сложить длину всех кинки, обратив ее на протяжении 30 км исключительный трудовой энтузиазм строи- пробуренных на Белкорстрое в судоходнз ю часть канала. телей-каналоармейцев содействовал ocv- Ш[|У Р ° в для взрывов, то полу- Большинство искусственных сооруже- ^ J чится 2 660 км , т. е. расстоя- „ J г-'0 ществлению проекта в такой рекордный по ние; равное протяжению же- ний расположено вне русла рек. о т о быстроте срок. лезнодорожного пути отМед- дало возможность вести работы широким При выборе трассы (направления) вод- Горы до Армавира (Сев. Кав- фронтом, независимо от водного ре ного пути были использованы многочислен- каз), или от Киева до берегов жима не прибегая к дорогостоящим водо- J Атлантического океана (через ’ ^ г ные изыскания, производившиеся на про- Польшу Чехо-Словакию, Гер- отливным мероприятиям, и сократить до тяжении всего X IX и начала X X века, манию и Францию). ’ минимума число временных перемычек. Остановились на так называемом „восточ- Шлюзы были так запроектированы, что ном“ варианте,, конечными пунктами кото- “ “ ~ рог о являются, с одной стороны, город Повенец у Пове- нецкой губы Онежского озера и, с другой стороны, С орок ск ая бухта на Белом море. Из общего протяже ния в 227 км только 48 км Количество вынутых на проходят и ску сственным и Белморстрое мягких грун- каналами, остальные' 179 км T0J?— миллионов нуб. л*. __ ____ ’ Этим количеством грунта озерам и рекам, тща- можно уложить железнидо- тельно зарегулированным, рожный путь от Москвы до От Онежского озера на Ленинграда, протяжении 12 км. путь поднимается ступенчатым шлюзованным каналом на высоту 72 м до В од ор аз дельного бьефа (участка), высота которого над уров- _ _ _ _ _ _ _ _ нем моря 102 м. Затем „ , на протяжении • 22 км до града вЫСор0оПка "п р еИждеенуж- 03ера МаТК0 ИД6Т в0Д0Ра з ' но было Потратить 17 суток Дельный участок, предста- непрерывной езды на паро- вляющий со б ою частью ис- ХОп в ахода ® п ° р ть,‘ кусственные каналы, частью Но ЬЬВП понадобится всего 6-7 суток (считая и останов- ИСП0льзуемые для целей су ки в шлюзах). доходства озера В ол о и Уз- кие- О т водораздельного бетон и железо сохранялись только в тех местах, в которых это было совершенно неизбежно. Все камеры и палы (подходы) шлюзов сделаны в виде конструкции деревянных ряжей значительной, ранее не применявшейся на других водных системах, вы соты (до 12 м). Вместо металлических ворот впервые применены для высоконапорных шлюзов деревянные ворота небывалой для деревянных конструкций высоты. Достигнуто это было за счет того, что полотнища ворот шлюзов сделаны в виде ромбовидной деревян ной фермы, получающей возможность благодаря этому выдержать напор, создаваемый разницей уровней в 12 — 14 м. Этим также достигнута возможность применения леса меньших размеров. И только некоторые из шлюзов, которым прихо дится преодолевать разницу уровней в 16— 18 м, снаб жены металлическими воротами. Чтобы уменьшить потребность в цементе, только головы шлюзов сделаны из бетона, а стенки, если они не врублены в скале, делались ряжевыми. Эти мероприятия дали возможность соблюсти огромную экономию в металле и цементе, освободили транспорт от необходимости
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz