Карело-Мурманский край. 1933, N3-4.
76 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 3—4 нашел удовлетворительного отражения в современной лите ратуре. Достаточно бег<чо ознакомиться с художественными произведениями, рисующими хибинскую действительность, чтобы сразу обнаружить исключительную поверхностность и порой прямую невежественность авторов в трактовке затрону тых вопросов, полное незнание обстановки, среды, самых элементарных технологических процессов. А, ведь, без по нимания всего этого нельзя сколько-нибудь глубоко уяснить сложный путь овладения производством во вновь открытом районе. Еще в начале 1930 г. „Карело-Мурманский край" привле кал внимание общественности к вопросу о пределах вы думки журналистов при описании хибинских апатитов. В статье „Под полярной развесистой клюквой" К. Северный приводил замечательные примеры газетногр невежества и легкомыслия. К сожалению, такое же отношение к фактической стороне дела мы наблюдаем и в произведениях „монументального" жанра, т. е. в книгах, целиком или частично посвященных апатито-нефелиновой проблеме. Здесь мы встречаем чрезвычайно широкий диапазон отклонений от действительности, начиная с мелких погреш ностей (искажение карты, географическая и топографическая невнятица) и кончая серьезными ошибками, приводящими к неверной в корне постановке вопроса. Авторы хибинской темы запутываются сами и вводят в заблуждение читателя. Сплошь и рядом это является прямым следствием пренебре жения к специфическим особенностям края, к его природ ным богатствам. Сравнительно недавно на страницах „Карело-Мурманского края"1 нам доводилось довольно подробно характеризовать важнейшие из произведений художественной литературы, посвященные борьбе за апатит. Критический анализ белле тристической продукции со всей очевидностью показывал, что художник-реалист никогда не сможет передать повсе дневной героики современной эпохи, ограничивая свое уча стие в величайшей созидательной стройке наших дней ролью высокомерного наблюдения, отображателя и „выдумщика". Не поднимая вопроса о наилучших формах включения пи сателя в практику будничной работы (с целью познания и художественного отражения ведущих тенденций эпохи на конкретном участке и в конкретных образах), мы утвер ждали, опираясь на материал хибинской темы, что краевая художественная литература не имеет широкого распростра нения, не нашла еще своих крупных мастеров. Мы подчеркивали бледность массовр-й краевой литера туры, говоря, что большинство современных произведений краевой литературы не увлекают, не будят в читателе стремление „завоевать" край и поставить его богатства на службу социалистической индустрии. Будучи бескровными, они неспособны зажечь читателя любовью к описываемому краю, толкнуть на познание и изучение его. Так воспита тельная роль литературы (отнюдь не в утилитарном, а са мом широком понимании этого слова) сводится на нет. Мы голосовали за повседневное привлечение серьезного внимания серьезных писателей к краевому материалу, мы голосуем за включение краевой беллетристики в общую цепь высокохудожественной по форме и социалистической по своему содержанию литературы. III Сейчас представляется возможность рассмотреть несколько новых художественных произведений о Хибинах. Они при надлежат перу писателей, которые прожили в Хибиногорске довольно продолжительное время для того, чтобы в меру своих дарований дать правдивое отражение жизни полярного города. Было бы, конечно, наивно думать, что одного факта про живания достаточно для создания значительного произведе ния. Здесь всегда полезно помнить указание М. Горького, что повару вовсе необязательно сидеть в кастрюле с супом, чтобы сварить хороший суп. Но вместе с тем, совершенно очевидно, что главные недостатки краевой художественной литературы проистекают из-за неумения писателей правильно понять ведущие тенденции в историческом и социально-эко номическом развитии края. Одного книжного познания без „практического* освоения проблемы будет всегда недоста точно для глубокого и серьезного отражения действительности. С этой точки зрения привлекают к себе внимание первые попытки группы молодых писателей-хибинцев по новому поставить и осветить тему. 1 „Карело-Мурманский край", № 7 — 8, 1932 г. Конечно, и рассказы Дмитроченко, и стихи Решетова, и начальные главы романа Шаханова являются не более как набросками, эскизами к будущим большим полотнам. Но примечателен и ценен самый факт появления нескольких бесспорно способных писателей, собирающихся еще в теку щем году выступить сыновыми произведениями о Хибинах (Шаханов, Жестев, Дмитроченко — проза, Решетов, Ошанин — стихи). В недавно выведшей книге И. Д м и т р о ч е н к о 1 вклю чены два рассказа на хибинскую тему: „Штейгер" и „Ма стерская". Первый очерк рассказывает о штейгере Жорке Доррере. Начальная и большая часть очерка посвящена „дохибинской" биографии героя — его участию в гражданской войне. Вто рая меньшая— энергичной работе на заброшенном Юкспори- окском руднике в период прорыва на Обогатительной фаб рике, когда срочно понадобилась вспомогательная доставка руды помимо Кукисвумчорра. Доррер с опасностью для соб ственной жизни и жизни рабочих (угроза осыпей) добивается успеха. Кульминационным пунктом очерка является похище ние Доррером платформы и новых вагонеток, без которых не возможно выполнение намеченного плана. Самоуправство Доррера вызывает естественную реакцию со стороны соот ветствующих органов снабжения. На этом очерк и оканчивается, поселяя в читателе недо умение относительно методов и форм оперативного руковод ства на отдельном хозяйственном участке. Положительной стороной очерка Дмитроченко является его техническая грамотность, знакомство автора с теми пред метами, о которых идет речь. Правда, в данном очерке писа тель не поднимается выше обычного уровня средней очерко вой литературы, но все, что он пишет о Хибинах, не противо речит действительности, а отдельные места довольно ярко характеризуют особенности Хибинского пейзажа. „Гору Ай-Кувай-Венчорр ледник задумал п рвой каменной женщиной на Кольском полуострове. Он миллионами лет накатывал валуны, чтобы сделать го лову. Теперь голова схвачена кованным льдом. Камен ная нога когда то пяткой лежала в озере Имандра, те перь ее разбирают для постройки города. Светлая ночь. Почти в зените ковыляет раненая луна. Лопарь вы сек ей дробовиком бок. Ай-Кувай-Венчорр лежит под луной, одетая морозом. Слева под глазом длинные тропинки, но ним летом поднимались геологи и налетчики-очеркисты. Гамалеи водолеями стояли на ней,.. Из пятки Ай-Кувай-Вентчорр будут построены камен ный город и десятки фабрик... Над затылком Хибиногорска ковыляет раненая луна". Приведенные строки достаточно убедительно говорят об одной характерной черте в творческой манере писателя: ли тературной вычурности, соединенной со своеобразным субъ ективным импрессионизмом. Аллитерационно сильная и остроумная фраза: „Гамалеи водолеями стояли на ней" 2 в своем смысловом выражении может быть понятна только узкому кругу литераторов, а ши рокому читателю она представится примитивной заумью. Импрессионизм Дмитроченко часто оказывается весьма дешевым и выражается в довольно банальных, а иногда от кровенно бессмысленных образах: лопарь, высекающий дро бовиком бок луне; раненая луна над затылком Хибиногор ска; песенка, близорукая как пенсне (?), и др. Автор относит себя, повидимому, к тем писателям, для ко торых самое важное в художественном произведении—образ. Но у Дмитроченко это тяготение к „образному" письму идет за счет слова и конструкции фразы. „Карелия вручила осени величиной с Белое море огромную палитру вполне устойчи вых красок" — и невозможно понять, то ли осень величиной с Белое море, то ли величиной с Белое море палитра. По добные, далеко не единичные, случаи неряшливого отноше ния к слову не искупаются отдельными действительно яркими образами. Рассказ того же автора „ М а с т е р с к а я " , с некоторыми сокращениями, помещенный также в недавно вышедшем сбор нике „Большевики победили тундру", интересен поставлен 1 Ив. Дмитроченко. Мулеля. Изд. писателей в Ленинграде. 1932. Стр. 154. Ц. 1 руб. 70 коп.+ 80 коп. 2 Гамалей, В. М. — журналист, приезжавший в Хибино- горск в 1932 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz