Карело-Мурманский край. 1933, N3-4.

№ 3—4 _________________ КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ _____________________75 Проблема краевой художественной литературы и новое в беллетристике о Хибинах I Проблема краевой художественной литературы является проблемой почти неразработанной. В этой области нет не только сколько-нибудь внятных теоретических высказываний, но нет даже простого учета произведений, которые в силу тех или иных признаков могут быть отнесены к разряду крае­ вой литературы. Наконец, вовсе неизвестны и ; самые; эти признаки, их характер и специфичность. Не решен вопрос и о том, существует ли вообще и может ли существовать крае­ вая художественная литература, где границы и каково со­ держание этого понятия. Ведь, почти в каждом художествен­ ном произведении обязательно присутствуют элементы крае­ вого и краеведческого материала. Однако, под произведе­ ниями с о в е т с к о й краевой художественной литературы мы условимся понимать лишь те, которые отвечают следую­ щим главнейшим условиям. Во-первых, в художественной форме выражают совокупность сведений, направленных на в с е с т о р о н н е е ознакомление со специфическими особен­ ностями местного края. Во-вторых, способствуют познанию их, как целостного и своеобразного единства. В-третьих, мо­ билизуют на социалистическую реконструкцию края. В че­ твертых, отталкиваясь от описания местного материала, дают его в непрерывной и причинно-обусловленной связи с общей политикой и народно-хозяйственным планом страны в целом. Обратившись к литературе прошлого, не трудно обнару­ жить наличие элементов краевого материала в таких произ­ ведениях, как „Кавказский пленник", „Герой нашего времени", „Обрыв” и „Семейная хроника" или „Записки охотника”. Однако, одного перечисления этих произвольно взятых вещей достаточно для того, чтобы сразу увидеть, насколько раз­ личны роль и место этого краевого материала в „Семейной хронике* с одной стороны и в „Кавказском пленнике* или в „Герое нашего времени"—с другой. В первом случае крае­ вой материал лежит в основе главных линий идейного, смы­ слового и сюжетного развития книги. Во втором случае эле­ менты краевого материала играют роль сопроводительного орнаменто, являясь не больше как декоративным фоном произведения. Совершенно естественно, что требования, предъ­ являемые к автору в смысле точной передачи и знания крае­ вого материала, в обоих случаях будут различны, повы­ шаясь для произведений типа „Семейной хроники" и пони­ жаясь, вернее, видоизменяясь для произведений типа „Героя нашего времени". Не приходится говорить о том, что для с о в е т с к о г о п и с а т е л я , работающего на краевом материале, необходим особо высокий идейный уровень. Без этого он не сумеет подняться до тех принципиальных обобщений, которые со­ ставляют украшение каждого подлинно значительного произ­ ведения. (Например: вопросы национальной политики, рекон­ струкции промышленности, сельского хозяйства и быта, корни и формы классовой борьбы в крае и т. д.). Взятые нами в качестве примера образцы классической художественной литературы могут служить одновременно свидетельством того, как Пушкин, Лермонтов, Аксаков, каждый по своему и в различной степени, но всегда бережно и внимательно относились к краевому материалу в смысле правдивой его передачи. В современной художественной литературе, казалось бы, краеведческий уклон должен был получить значительное ртспространение, главным образом благодаря большому удельному весу в ней очерковой литературы. Художествен­ ная очерковая литература, как известно, в существенной степени базируется на областническом ^материале. Очерковая литература имеет в своем активе ряд замечательных произ­ ведений, которые дают читателю полное представление о не- Хибиногорск, — Постройка звукового кино-театра на 1 200 мест. знакомом крае, его производительных силах, о происходящих в нем социально-политических сдвигах, изменениях r психике, обычаях и нравах местного населения, о фаунистических и флористических особенностях этого края и т. д. II В художественном произведении автор имеет право и возможность весьма широко маневрировать в пределах за­ тронутой им темы. Для произведений художественной очер­ ковой литературы эта свобода маневрирования ограничивается и в первую очередь за счет детального и всестороннего зна­ комства писателя с особенностями местного края, области или района. Опыт показывает, что большинство книг, сколько-нибудь глубоко затрагивающих краевой материал, принадлежит перу так называемых писателей бригадников, т. е. таких писате­ лей, которые работают по предварительному заказу хозяй­ ственной или другой аналогичной организации. И — нечего греха таить! — „большие" писатели весьма редко идут иа по­ добное соглашение. Этим отчасти объясняется отсутствие, за редким исключением, высококачественной литературы на „местные* и „частные" темы. Критика, разбирая произведения этого порядка, в боль­ шинстве случаев ограничивается литературным анализом вещи „вообще*, не уделяя достаточно внимания тому, насколько верно передана в произведении действительность, в какое соответствие с жизненной правдой она приведена. Из этих слов ни в какой степени не вытекает требования фотографичности и голой фактографии. Нет, речь идет об ином — об элементарной грамотности автора в том вопросе, о котором он берется рассуждать. И в частности: о знании автором главных отличительных черт того края, который становится предметом художественного описания. Хибинское горно-химическое хозяйство представляет даже в наше время исключительный интерес. Это не только крайне своеобразный и богатейший хозяйственный комплекс, но источник, породивший жизнь в дотоле необитаемом крае. Завоевание этого во всех отношениях удивительного края представляет одну из самых героических и великолепных страниц в книге побед социалистической индустрии. Колоссальные запасы апатита, нефелина, титановых руд, молибдена, пирротина, железа и др. столь же разнообразны, сколь и труднодоступны порой для промышленной разведки и разработки. Именно эти процессы (наравне с предвари­ тельной поисковой работой) представляют благодарнейший материал для художественного описания. А если сюда при­ бавить еще тему возникновения за полярным кругом нового промышленного и культурного центра, то сразу становится очевидным все исключительное богатство хибинской темы. Писатели и журналисты довольно охотно посещают отда­ ленную полярную новостройку. 1 И все же Хибиногорск не 1 В течение одного первого квартала 1933 г. в Хибиногорс приезжали Б. Пильняк, Ив. Катаев,'М /Ж естев,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz