Карело-Мурманский край. 1933, N3-4.
74 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 3—4 ствования являлось направляющим руководящим центром кулачества, этой движущей силы карельской контррево люции. Касаясь белокарельского съезда в Ухте в период от 21 м ар та— 1 апреля 1920 года, Г. X. Богданов не правильно констатирует, что, якобы, непроведение пол ностью программы карельской и финской буржуазии — о присоединении Карелии к Финляндии — объясняется усилением на съезде позиции незначительной группы представителей трудового крестьянства, чему будто-бы способствовало появление в Ухте небольшой красноар мейской части. Здесь Г. X. Богданов вновь старается протащить идею о том, что объявление Карелии „самостоятельной0 было программой трудового крестьянства, а не карельской буржуазии. Мы в состоянии категорически утверждать, что со времени Кемского съезда от февраля 1919 года, политическая и тактическая программа карельского к у лачества и финской буржуазии именно как раз шла по линии лозунга „Карелия — карелам", по линии органи зации формально „самостоятельной Карелии", ф актиче ски же целиком и безраздельно зависимой от бело финнов. Следовательно, на мартовском съезде 1920 г. бело карельское кулачье и финская буржуазия, декларировав отделение Карелии от России, тем самым полностью провели свои „заветные" идеи. Съезд этот был исклю чительно кулацкий, как и предыдущие, и трудовое крестьянство на нем не было представлено и в малень кой доле. Кровавая белофинская авантюра в Карелии 1921 — 1922 гг. наиболее подробно освещена в книге Соколова- Страхова „Зимняя кампания в Карелии 1921 — 22 г .“ и в статье Антикайнена „О гражданской войне в Ка релии". Поскольку труд Соколова-С трахова был подвергнут детальному разбору в специальной статье „Как не сле дует писать историю" (см. Кар.-Мурм. край за 1930 г. №№ 2 и 3) и поскольку статья тов. Антикайнена, страдающая рядом неточностей и неправильных обоб щений, в части борьбы с белофинской авантюрой, в значительной мере основана на материалах книги Соколова-Страхова, постольку излишне подробно оста навливаться на этих источниках. Ограничимся лишь в отношении статьи тов. Анти кайнена краткими замечаниями. Лозунг „К ар е л и я— к а релам" появился не сразу же после разгрома Финлянд ской революции, а несколько позднее, примерно, в конце 1918 г., начале 1919 г. Неверно, что карелы до р ев о люции не обнаруживали национальных стремлений, в противном случае как назвать движение 1906 — 1907 гг. и в период керенщины. Но в то время это движение не выходило из рамок мелкобуржуазного ли берализма. Не соответствует действительности, что будто бы в течение октября 1921 г. через границу перешло не сколько групп белых, сконцентрировавшихся в Вокна- волоцкой и Ухтинской волостях. Этот переход и кон центрация белокарел в указанных районах произошла месяцем позднее. Августовская дата развития событий и организации мятежных гнезд неправильна, ее нужно перенести на октябрь месяц 1921 года. Главный штаб белокарельской „армии" находился не в Кимасозере, а в традиционном центре белогвардейцев, в Ухте. В Кимасозере же стоял штаб Карельского лесного партизанского полка и южного участка во главе с Ильмаринен. # * * Пролетариат и трудящиеся массы Советской Карелии приобрели колоссально-поучительный и многообразный опыт классовой борьбы, как до Великой Октябрьской революции, так и особенно после нее, как в борьбе с буржуазными подголосками — меньшевиками и эсе рами, так и на полях вооруженной брани с междуна родными капиталистами-интервентами, с отечественными помещиками, золотопогонными генералами, с финской хищной буржуазией и с карельским кулачеством. Этот величайший опыт нашей борьбы и на путях за утверждение диктатуры пролетариата и в период п ер вой в мире войны пролетариата против мирового импе риализма должен стать не только нашим достоянием, как руководство к действию при построении социализма в нашей стране, но и неисчерпаемым источником п о учительности для международного пролетариата в его классовых боях с буржуазией. Но этот опыт прошлого у нас недостаточно изучен. Имеющиеся архивы по истории революционного движе ния и гражданской войны в Карелии и на Мурмане исчерпывающе и тщательно до сих пор не разработаны . Основная масса литературных очерков и воспоминаний, не во всем верно освещающих события и подчас стр а дающих субъективизмом, также не вполне проверена. Но мы все осознаем необходимость научного иссле дования и обработки нашего прошлого. Для того, чтобы всесторонне разобраться и в п р ош лых ошибках и недооценках и в положительных сторо нах и достижениях минувшей классовой борьбы, мало одного сознания важности этой работы , для этого н е обходимо вложить максимум труда, энергии и настой чивости. Пролетарии и труженики Карелии, непосредственные участники великих классовых боев, должны дать полную и проверенную в фактическом отношении больш евист скую революционную историю Советской Карелии. И они ее дадут. И . Н . Хропов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz