Карело-Мурманский край. 1933, N3-4.
МЬ 3—4 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 5 Все современные религии марксизм рассматривает как оружие в руках эксплоата- горских классов. „Р ели г и я— опиум для народа" (Маркс) !. 13. Маркс преодолел ос новные недостатки старого материализма (французский материализм XVII века, ф и лософия Фейербаха), его м ех ани стичность, неисто- ричность, а б с т р а к т н о с т ь , созерцательность; он о бо гатил материализм диалек-. тикой — величайшим при обретением немецкой клас сической философии. Но Маркс не просто перенял у Гегеля диалектику, а корен ным образом переработал ее, „поставил ее с головы на ноги* (Э н гел ьс )2. Д и а лектика Гегеля — идеали стическая диалектика; марк- сова диалектика есть мате риалистическая диалектика. М а т е р и а л и с т и ч е с к а я д и а л е к т и к а — решающее в марксизме. „Применение материалисти ческой диалектики к перера ботке всей политической экономии, обоснования ее,— к истории , к естествозна нию, к философии, к политике и тактике рабочего клас са,— вот что более всего интересует Маркса и Энгельса, вот в чем они вносят наиболее существенное и наиболее новое, вот в чем их гениальный шаг вперед в истории революционной мысли" (Л ен и н )3. Д и а л е к т и к а — с а м о е в с е с т о р о н н е е , с а м о е с о д е р ж а т е л ь н о е , с а м о е г л у б о к о е у ч е н и е о р а з в и т и и . Диалектическое понимание развития корен ным образом отлично от вульгарной идеи эволюции. По Марксу, развитие как бы повторяет уже пройденные ступени, но повторяет их на более высокой базе („о три цание отрицания"); оно идет через „перерывы постепен ности превращение количества в качество; развитие про тиворечиво, скачкообразно, р е в о л ю ц и о н н о . Материалистическая диалектика „в положительное по нимание существующего включает в то же время понима ние его отрицания, его необходимой гибели; каждую осуществленную форму она рассматривает в движении, следовательно, также и с ее преходящей стороны , так как она ни перед чем не преклоняется и п о с а м о м у с у щ е с т в у с в о е м у к р и т и ч н а и р е в о л ю ц и о н н а " ( Ма р к с ) *. 14. Маркс последовательно р а с п р о с т р а н и л м а- т е р а л и з м н а о б л а с т ь о б щ е с т в е н н ы х я в л е н и й . Маркс доказал, что реальной основой общества является его экономическая структура, „Способ производства материальной жизни, — писал Маркс,— обусловливает ^социальный, политический и ду 1 М а р к с и Э н г е л ь с . Соч. т. I., стр. 399. 2 Э н г е л ь с . Людвиг Фейербах. 1932. Стр. 41. 3 Л е н и н . Соч. т. XVI, стр. 30. 4 М а р к с . Капитал, т. I, 1931, стр. XXIII, ховный процессы жизни во обще. Не сознание людей определяет их бытие, а, на оборот их общественное бытие определяет их созна ние" *. -,,С и з м е н е н и е м экономической основы бо лее или менее быстро про исходит переворот во всей громадной надстройке" 2. Однако, как показал М аркс, общественное сознание о т стает от общ ественного бы тия („сова Минервы вы летает ночью "). Пережитки старого общ ества в созна нии людей не исчезают ав томатически вместе с унич тожением старого общ е ственного строя. Эти пе режитки становятся силой сопротивления новому об ществу и могут быть пре одолены только_в упорной борьбе. Абстрактным буржуазным учениям об „обществе в о обще" Маркс противопоста вил науку об исторически- конкретных общественно экономических формациях, их возникновении, развитии и гибели. Б о р ь б а к л а с с о в , достигающая высшей ступени в р е в о л ю ц и и , является, по Марксу, движущей силой всей человеческой истории после распада первобытной общины. И с т о р и ч е с к и й м а т е р и а л и з м Маркса в с к р ы л все противоречия, все формы антагонизма и э к с п л о а т а ц и и в капиталистическом обществе; он доказал преходящий характер капитализма и неизбежность социалистической революции. 15. Диалектический материализм Маркса неразрывн сочетает в себе строгую научность с пролетарской рево люционностью. Маркс и Энгельс от начала и до конца были к л а с с о в ы м и и, значит, п а р т и й н ы м и в фило софии. Социал-демократия, изменив пролетарской револю ции, отбросила диалектический материализм. Став гл ав ной социальной опорой буржуазии, она является также и передовым отрядом воинствующего антимарксизма. Социал- демократия объявляет философию марксизма „устарев шей", заменяет ее отбросами реакционных идеалистических систем (неокантианство, махизм, неогегельянство и др.). Социал-демократы всячески выхолащивают и фальсифи цируют революционную диалектику Маркса, заменяя ее вульгарным эволюционизмом, механизмом и софисти кой. В борьбе против идеализма и поповщины, против меха нистического материализма, в борьбе на два фронта с философским ревизионизмом всех мастей Л е н и н поднял на новую ступень диалектический материализм Маркса. Материалистическая диалектика Маркса и Ленина является острейшим оружием ВКП(б) и Коминтерна в борьбе за пролетарскую диктатуру, за социализм. 1 М а р к с. К критике политической экономии. 1933. Стр. 42. « М а р к с. К критике политической экономии. 1933.Стр. 43.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz