Карело-Мурманский край. 1933, N3-4.

МЬ 3—4 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 5 Все современные религии марксизм рассматривает как оружие в руках эксплоата- горских классов. „Р ели ­ г и я— опиум для народа" (Маркс) !. 13. Маркс преодолел ос­ новные недостатки старого материализма (французский материализм XVII века, ф и ­ лософия Фейербаха), его м ех ани стичность, неисто- ричность, а б с т р а к т н о с т ь , созерцательность; он о бо ­ гатил материализм диалек-. тикой — величайшим при­ обретением немецкой клас­ сической философии. Но Маркс не просто перенял у Гегеля диалектику, а корен ­ ным образом переработал ее, „поставил ее с головы на ноги* (Э н гел ьс )2. Д и а­ лектика Гегеля — идеали­ стическая диалектика; марк- сова диалектика есть мате­ риалистическая диалектика. М а т е р и а л и с т и ч е ­ с к а я д и а л е к т и к а — решающее в марксизме. „Применение материалисти­ ческой диалектики к перера­ ботке всей политической экономии, обоснования ее,— к истории , к естествозна­ нию, к философии, к политике и тактике рабочего клас­ са,— вот что более всего интересует Маркса и Энгельса, вот в чем они вносят наиболее существенное и наиболее новое, вот в чем их гениальный шаг вперед в истории революционной мысли" (Л ен и н )3. Д и а л е к т и к а — с а м о е в с е с т о р о н н е е , с а м о е с о д е р ж а т е л ь н о е , с а м о е г л у б о к о е у ч е н и е о р а з в и т и и . Диалектическое понимание развития корен­ ным образом отлично от вульгарной идеи эволюции. По Марксу, развитие как бы повторяет уже пройденные ступени, но повторяет их на более высокой базе („о три ­ цание отрицания"); оно идет через „перерывы постепен­ ности превращение количества в качество; развитие про­ тиворечиво, скачкообразно, р е в о л ю ц и о н н о . Материалистическая диалектика „в положительное по­ нимание существующего включает в то же время понима­ ние его отрицания, его необходимой гибели; каждую осуществленную форму она рассматривает в движении, следовательно, также и с ее преходящей стороны , так как она ни перед чем не преклоняется и п о с а м о м у с у щ е ­ с т в у с в о е м у к р и т и ч н а и р е в о л ю ц и о н н а " ( Ма р к с ) *. 14. Маркс последовательно р а с п р о с т р а н и л м а- т е р а л и з м н а о б л а с т ь о б щ е с т в е н н ы х я в л е ­ н и й . Маркс доказал, что реальной основой общества является его экономическая структура, „Способ производства материальной жизни, — писал Маркс,— обусловливает ^социальный, политический и ду­ 1 М а р к с и Э н г е л ь с . Соч. т. I., стр. 399. 2 Э н г е л ь с . Людвиг Фейербах. 1932. Стр. 41. 3 Л е н и н . Соч. т. XVI, стр. 30. 4 М а р к с . Капитал, т. I, 1931, стр. XXIII, ховный процессы жизни во ­ обще. Не сознание людей определяет их бытие, а, на­ оборот их общественное бытие определяет их созна­ ние" *. -,,С и з м е н е н и е м экономической основы бо ­ лее или менее быстро про­ исходит переворот во всей громадной надстройке" 2. Однако, как показал М аркс, общественное сознание о т­ стает от общ ественного бы ­ тия („сова Минервы вы­ летает ночью "). Пережитки старого общ ества в созна­ нии людей не исчезают ав­ томатически вместе с унич­ тожением старого общ е­ ственного строя. Эти пе­ режитки становятся силой сопротивления новому об ­ ществу и могут быть пре­ одолены только_в упорной борьбе. Абстрактным буржуазным учениям об „обществе в о ­ обще" Маркс противопоста­ вил науку об исторически- конкретных общественно­ экономических формациях, их возникновении, развитии и гибели. Б о р ь б а к л а с с о в , достигающая высшей ступени в р е в о л ю ц и и , является, по Марксу, движущей силой всей человеческой истории после распада первобытной общины. И с т о р и ч е с к и й м а т е р и а л и з м Маркса в с к р ы л все противоречия, все формы антагонизма и э к с п л о а т а ц и и в капиталистическом обществе; он доказал преходящий характер капитализма и неизбежность социалистической революции. 15. Диалектический материализм Маркса неразрывн сочетает в себе строгую научность с пролетарской рево­ люционностью. Маркс и Энгельс от начала и до конца были к л а с с о в ы м и и, значит, п а р т и й н ы м и в фило­ софии. Социал-демократия, изменив пролетарской револю ­ ции, отбросила диалектический материализм. Став гл ав­ ной социальной опорой буржуазии, она является также и передовым отрядом воинствующего антимарксизма. Социал- демократия объявляет философию марксизма „устарев­ шей", заменяет ее отбросами реакционных идеалистических систем (неокантианство, махизм, неогегельянство и др.). Социал-демократы всячески выхолащивают и фальсифи­ цируют революционную диалектику Маркса, заменяя ее вульгарным эволюционизмом, механизмом и софисти­ кой. В борьбе против идеализма и поповщины, против меха­ нистического материализма, в борьбе на два фронта с философским ревизионизмом всех мастей Л е н и н поднял на новую ступень диалектический материализм Маркса. Материалистическая диалектика Маркса и Ленина является острейшим оружием ВКП(б) и Коминтерна в борьбе за пролетарскую диктатуру, за социализм. 1 М а р к с. К критике политической экономии. 1933. Стр. 42. « М а р к с. К критике политической экономии. 1933.Стр. 43.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz