Карело-Мурманский край. 1933, N3-4.

60 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 3— 4 За 750 000 центнеров рыбы Борьба за улучшение рабочего снабжения находится все время в центре внимания партии и правительства. Целый ряд мероприятий направляется в сторону р аз­ работки и освоения до сих пор не освоенных сырьевых запасов продовольствия. В частности, небольшой рыбачий поселок в недале­ ком прош лом—Мурманск превращен в значительный ин­ дустриальный центр, растущий невиданными темпами, в котором наряду с другими отраслями хозяйства осо­ бенно сильно развивается рыбная промышленность. В Баренцовом море промышляют не только такие приб­ режные государства, как Норвегия и Финляндия, но оно является заманчивым и для рыбопромышленников Анг­ лии. Германии, Франции, Голландии, Польши и даже далекой Испании. Наши рыбохозяйственные организации в Баренцовом море имеют ряд бесспорных преимуществ по сравнению с прочими. Основная задача — создать в Мурманске базу „боль­ ш о го ” рыболовства — успешно выполнена в первой пя­ тилетке, что видно из следующих цифр. К началу первой пятилетки в 1928 г. средне-годовое количество тральщиков было — 19, в 1931 году их бы ­ л о — 45, на 1-е мая 1933 года в Мурманске 54 тр ау ­ лера и в течение второго квартала Мурманск должен получить из Ленинграда 7 — 8 траулеров. Мурманский траловый флот становится одним из крупнейших рыболовецких флотов в мире, вооруженных передовой техникой. Современный траулер это — законченное предприятие: он не только ловит рыбу, но также ее перерабатывает и привозит на берег уже полуфабрикат (рыба, рыбий жир, мука), который и поступает для окончательной обработки на береговые предприятия. Капитальные вложения на Мурмане шли не только по линии строительства тралового флота, в не мень­ шей мере строился и берег. З а последние два года на побережьи Кольского з а ­ лива выросли мощные базы тралового флота с огром ­ ным количеством предприятий (консервный, коптильный, утилизационный, медицинского жира, бондарные заводы, электростанция, холодильник и ряд других предприятий). Особого внимания и интереса заслуживает строющий- ся судоремонтный завод в Мурманске, самый мощный по всему нашему Северу. В первом квартале этого года вошел в строй гран­ диозный литейный цех, начались монтажные работы в механическом, заканчиваются строительством мощный док, кузница и ряд других цехов. За первую пятилетку только по линии государствен­ ной промышленности вложено в Мурманское рыбное хозяйство значительно больше 100 миллионов рублей. Одновременно развитие рыбного Мурманска шло и по линии жилищно-комунального и бытового строительства, по линии подготовки кадров. Такие организации как Севгралтрест были укомплектованы значительной груп­ пой специалистов и т. д. Все это создало обстановку, в условиях которой Мурманск и с точки зрения наличных сырьевых данных, и со стороны технической вооруженности, со стороны наличных кадров имеет все данные стать „ б о л ь ш и м р ы б н ы м М у р м а н с к о м " . Если ко всему этому добавить, что за последние го­ ды вырос большой береговой лов по системе Мургос- рыбтреста, что мурманский рыбак колхозник техничес­ ки перевооружился, что вместо маломощного мотобота типа „П етуш ок" на Мурманском побережьи сейчас пре­ обладает мотобот „К асатка", совершенствуются орудия лова и т. д., то становится ясным, что Мурманск ста­ новится одной из крупнейших рыбных баз Советского Союза. В 1920 г. тралловым флотом добыто 17 000 центнеров, в 1923 г .— 83 000 центнеров, в 1928 г. — 366 000 центнеров, в 1932 г . — 580 000 центнеров, на 1933 г. запроектировано 750 000 центнеров. Добыча рыбы Мурманскими рыбохозяйственными о р ­ ганизациями растет из года в год. В 1932 году на 15 мая выловлено Севтралтрестом 95 655 центнеров рыбы, на тот же срок 1933 г. добы ­ то 155 520 центнеров рыбы — 162,6 °/0. С точки зрения абсолютных цифр мы имеем все время бесспорный рост, но если поставить вопрос, соответствует ли рост добы ­ чи нашим капиталовложениям, мы получаем явно не­ удовлетворительный ответ. Анализ добычи за ряд лет дает следующие показате­ ли: удельный вес добычи Севтралтреста в общем вы­ лове по Мурманску показывает тенденции падения (в то время как основные капиталовложения идут, главным образом, за счет Севтралтреста). Так, в 1931 г. удель­ ный вес Севтралтреста по отношению ко всей добыче на Мурмане был равен — 75 °/0, а в 1932 г. он р а­ вен 65 % . Этими цифрами мы не хотим сказать, что вообще падает добыча рыбы Севтралтрестом, но эти цифры показывают, что Севтралтресг при очень круп ­ ных вложениях, при очень сильной вооруженности о т­ стает от того роста, который имеет хотя бы Мургос- рыбтрест. Еще более тревожные показатели дает сопоставление среднесуточных уловов за последние годы. Чем объяснить такое не только не нормальное, но явно болезненное явление в траловом флоте? Есть ли какие нибудь объективные причины, которые смогли бы объяснить это? Мы у т в е р ж д а е м , ч т о т а к и х о б ъ е к т и в н ы х о б ' я с н е н и й н е с у щ е с т в у е т , а и м е е т с я р я д с о в е р ш е н н о к о н к р е т н ы х п р и ч и н , в п о л н е у с т р а н и м ы х , з а в и с я щ и х о т ж и в ы х людей и их к о н к р е т н ы х д е л . Мы имели за последние месяцы в Мурманске 54 т р а ­ улера. Совершенно будет законным вопрос, сколько траулеров находится в море на лову. Цо всем технически подсчетам выходит, что Севтрал- трест при наличии 54 траулеров должен иметь на промысле 45 траулеров. Простои трауллеров в порту за 1932 г. по сравне­ нию с 1931 г. выросли на 100 процентов. Если при­ нять нормы ремонта траулеров, предложенные комис­ сией Наркомснаба по разработке генерального плана траловой базы, траулер должен простоять в порту до 50 дней, по плану на 1932 г. было запроектировано 75,5 суток на один траулер, фактически же в 1932 г. в среднем по всему флоту траулера простояли 133 дня, т. е. каждый траулер простоял в порту больше трети года.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz