Карело-Мурманский край. 1933, N3-4.
60 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 3— 4 За 750 000 центнеров рыбы Борьба за улучшение рабочего снабжения находится все время в центре внимания партии и правительства. Целый ряд мероприятий направляется в сторону р аз работки и освоения до сих пор не освоенных сырьевых запасов продовольствия. В частности, небольшой рыбачий поселок в недале ком прош лом—Мурманск превращен в значительный ин дустриальный центр, растущий невиданными темпами, в котором наряду с другими отраслями хозяйства осо бенно сильно развивается рыбная промышленность. В Баренцовом море промышляют не только такие приб режные государства, как Норвегия и Финляндия, но оно является заманчивым и для рыбопромышленников Анг лии. Германии, Франции, Голландии, Польши и даже далекой Испании. Наши рыбохозяйственные организации в Баренцовом море имеют ряд бесспорных преимуществ по сравнению с прочими. Основная задача — создать в Мурманске базу „боль ш о го ” рыболовства — успешно выполнена в первой пя тилетке, что видно из следующих цифр. К началу первой пятилетки в 1928 г. средне-годовое количество тральщиков было — 19, в 1931 году их бы л о — 45, на 1-е мая 1933 года в Мурманске 54 тр ау лера и в течение второго квартала Мурманск должен получить из Ленинграда 7 — 8 траулеров. Мурманский траловый флот становится одним из крупнейших рыболовецких флотов в мире, вооруженных передовой техникой. Современный траулер это — законченное предприятие: он не только ловит рыбу, но также ее перерабатывает и привозит на берег уже полуфабрикат (рыба, рыбий жир, мука), который и поступает для окончательной обработки на береговые предприятия. Капитальные вложения на Мурмане шли не только по линии строительства тралового флота, в не мень шей мере строился и берег. З а последние два года на побережьи Кольского з а лива выросли мощные базы тралового флота с огром ным количеством предприятий (консервный, коптильный, утилизационный, медицинского жира, бондарные заводы, электростанция, холодильник и ряд других предприятий). Особого внимания и интереса заслуживает строющий- ся судоремонтный завод в Мурманске, самый мощный по всему нашему Северу. В первом квартале этого года вошел в строй гран диозный литейный цех, начались монтажные работы в механическом, заканчиваются строительством мощный док, кузница и ряд других цехов. За первую пятилетку только по линии государствен ной промышленности вложено в Мурманское рыбное хозяйство значительно больше 100 миллионов рублей. Одновременно развитие рыбного Мурманска шло и по линии жилищно-комунального и бытового строительства, по линии подготовки кадров. Такие организации как Севгралтрест были укомплектованы значительной груп пой специалистов и т. д. Все это создало обстановку, в условиях которой Мурманск и с точки зрения наличных сырьевых данных, и со стороны технической вооруженности, со стороны наличных кадров имеет все данные стать „ б о л ь ш и м р ы б н ы м М у р м а н с к о м " . Если ко всему этому добавить, что за последние го ды вырос большой береговой лов по системе Мургос- рыбтреста, что мурманский рыбак колхозник техничес ки перевооружился, что вместо маломощного мотобота типа „П етуш ок" на Мурманском побережьи сейчас пре обладает мотобот „К асатка", совершенствуются орудия лова и т. д., то становится ясным, что Мурманск ста новится одной из крупнейших рыбных баз Советского Союза. В 1920 г. тралловым флотом добыто 17 000 центнеров, в 1923 г .— 83 000 центнеров, в 1928 г. — 366 000 центнеров, в 1932 г . — 580 000 центнеров, на 1933 г. запроектировано 750 000 центнеров. Добыча рыбы Мурманскими рыбохозяйственными о р ганизациями растет из года в год. В 1932 году на 15 мая выловлено Севтралтрестом 95 655 центнеров рыбы, на тот же срок 1933 г. добы то 155 520 центнеров рыбы — 162,6 °/0. С точки зрения абсолютных цифр мы имеем все время бесспорный рост, но если поставить вопрос, соответствует ли рост добы чи нашим капиталовложениям, мы получаем явно не удовлетворительный ответ. Анализ добычи за ряд лет дает следующие показате ли: удельный вес добычи Севтралтреста в общем вы лове по Мурманску показывает тенденции падения (в то время как основные капиталовложения идут, главным образом, за счет Севтралтреста). Так, в 1931 г. удель ный вес Севтралтреста по отношению ко всей добыче на Мурмане был равен — 75 °/0, а в 1932 г. он р а вен 65 % . Этими цифрами мы не хотим сказать, что вообще падает добыча рыбы Севтралтрестом, но эти цифры показывают, что Севтралтресг при очень круп ных вложениях, при очень сильной вооруженности о т стает от того роста, который имеет хотя бы Мургос- рыбтрест. Еще более тревожные показатели дает сопоставление среднесуточных уловов за последние годы. Чем объяснить такое не только не нормальное, но явно болезненное явление в траловом флоте? Есть ли какие нибудь объективные причины, которые смогли бы объяснить это? Мы у т в е р ж д а е м , ч т о т а к и х о б ъ е к т и в н ы х о б ' я с н е н и й н е с у щ е с т в у е т , а и м е е т с я р я д с о в е р ш е н н о к о н к р е т н ы х п р и ч и н , в п о л н е у с т р а н и м ы х , з а в и с я щ и х о т ж и в ы х людей и их к о н к р е т н ы х д е л . Мы имели за последние месяцы в Мурманске 54 т р а улера. Совершенно будет законным вопрос, сколько траулеров находится в море на лову. Цо всем технически подсчетам выходит, что Севтрал- трест при наличии 54 траулеров должен иметь на промысле 45 траулеров. Простои трауллеров в порту за 1932 г. по сравне нию с 1931 г. выросли на 100 процентов. Если при нять нормы ремонта траулеров, предложенные комис сией Наркомснаба по разработке генерального плана траловой базы, траулер должен простоять в порту до 50 дней, по плану на 1932 г. было запроектировано 75,5 суток на один траулер, фактически же в 1932 г. в среднем по всему флоту траулера простояли 133 дня, т. е. каждый траулер простоял в порту больше трети года.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz