Карело-Мурманский край. 1933, N1-2.

70 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 1 - 2 Чер. 1. „Книпович" стотонный, деревянный моторно-парусный бот с мотором в 125 л о т . сил. Он построен по заказу специально для исследовательских работ и для плавания во льду в Норвегии в 1928 году. Его корпус имеет до­ бавочные крепления, ватерлиния обшита дополнительно крепкими дубовыми досками, а форштевень железными листами. Носом „Книпович" сидит 2 метра, кормой 3,3 метра. Благодаря этому „Книпович" при форсировании льда на него несколько взлезает и затем давит его своею тяжестью. Разница в осадке кормы и носа и его обводы обеспе­ чивают „Книповичу" его изумительную пово­ ротливость. „Книпович" ворочается буквально на месте, а это качество является драго­ ценным при плавании между льдами. Другим драгоценным качеством „Книповича" является его удивительная способность дер­ жаться на волне. Понятно, что „Книпович", как всякое судно, качается и, как маленькое судно, качается даже на маленькой волне. Но чем больше волна, тем эта качка становится спокойнее, и в любой шторм я предпочел бы оказаться на „Книповиче", чем на любом ко­ рабле, на котором мне приходилось плавать или о котором мне приходилось слышать до сих пор. В любой шторм на „Книповиче*1 не надо бояться остановить мотор. При этом, благодаря его обводам и очертаниям, его по­ ставит кормой к ветру и даже качка не будет черезчур сильной. Надо ли уноминать, что достоинством „Книповича" является то, что он именно мо­ торное судно, а не паровое. Это обеспечи­ вает возможность стоять на якоре или выжи­ дать во льду сколько угодно долго, не тратя > при этом ни драгоценного топлива, ни воды. В 1930 году (капитаном „Книповича" тогда был В. Рт Безбородов) нам удалось уйти в море только 4 сентября. Пройдя самыми ледовыми районами Баренцова моря, мы 12 сентября в широте 81°20' сев. увидели первый лед. Достижение столь высокой ши­ роты доказало правильность моих рассужде­ ний. Действительно, поступление теплой во­ ды, с одной стороны, Нордкапским течением в Баренцево море, и с другой стороны, Шпицбергенским течением вдоль западного и северного побережья Шпицбергена, конечно, и было причиной отсутствия льдов на нашем пути. Теперь осталось только проверить, hi - сколько далеко на восток распространилось влияние потеплевшего Шпицбергенского те­ чения. Как это видно из прилагаемой карты (черт. 1), мы не смогли, несмотря на все попытки, подойти к земле Франца Иосифа с севера или запада, так как этому пре­ пятствовали льды. Мы вошли в проливы Земли Франца Иосифа только с юга и 24 сентября вернулись домой. Этим плаванием правиль­ ность моих выводов, по моему мнению, была вполне доказана. По крайней мере я в них настолько был уверен, что, еще находясь у Земли Франца Иосифа, я послал в Гиме- комитет СССР телеграмму, в которой пред- « сказывал благоприятные ледовые условия в Карском море в 1931 году. Повторяю, что по моим рассчетам теплая вода, отмеченная в 1930 году у берегов Мурмана, к 1931 году должна была достичь района к северу от Новой Земли и этим обеспечить малую ледовитость этого района, а, следовательно, и всего Карского моря. В 1931 году температура Нордкапского течения не­ сколько понизилась, но продолжала, однако, оставаться

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz