Карело-Мурманский край. 1933, N1-2.
70 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 1 - 2 Чер. 1. „Книпович" стотонный, деревянный моторно-парусный бот с мотором в 125 л о т . сил. Он построен по заказу специально для исследовательских работ и для плавания во льду в Норвегии в 1928 году. Его корпус имеет до бавочные крепления, ватерлиния обшита дополнительно крепкими дубовыми досками, а форштевень железными листами. Носом „Книпович" сидит 2 метра, кормой 3,3 метра. Благодаря этому „Книпович" при форсировании льда на него несколько взлезает и затем давит его своею тяжестью. Разница в осадке кормы и носа и его обводы обеспе чивают „Книповичу" его изумительную пово ротливость. „Книпович" ворочается буквально на месте, а это качество является драго ценным при плавании между льдами. Другим драгоценным качеством „Книповича" является его удивительная способность дер жаться на волне. Понятно, что „Книпович", как всякое судно, качается и, как маленькое судно, качается даже на маленькой волне. Но чем больше волна, тем эта качка становится спокойнее, и в любой шторм я предпочел бы оказаться на „Книповиче", чем на любом ко рабле, на котором мне приходилось плавать или о котором мне приходилось слышать до сих пор. В любой шторм на „Книповиче*1 не надо бояться остановить мотор. При этом, благодаря его обводам и очертаниям, его по ставит кормой к ветру и даже качка не будет черезчур сильной. Надо ли уноминать, что достоинством „Книповича" является то, что он именно мо торное судно, а не паровое. Это обеспечи вает возможность стоять на якоре или выжи дать во льду сколько угодно долго, не тратя > при этом ни драгоценного топлива, ни воды. В 1930 году (капитаном „Книповича" тогда был В. Рт Безбородов) нам удалось уйти в море только 4 сентября. Пройдя самыми ледовыми районами Баренцова моря, мы 12 сентября в широте 81°20' сев. увидели первый лед. Достижение столь высокой ши роты доказало правильность моих рассужде ний. Действительно, поступление теплой во ды, с одной стороны, Нордкапским течением в Баренцево море, и с другой стороны, Шпицбергенским течением вдоль западного и северного побережья Шпицбергена, конечно, и было причиной отсутствия льдов на нашем пути. Теперь осталось только проверить, hi - сколько далеко на восток распространилось влияние потеплевшего Шпицбергенского те чения. Как это видно из прилагаемой карты (черт. 1), мы не смогли, несмотря на все попытки, подойти к земле Франца Иосифа с севера или запада, так как этому пре пятствовали льды. Мы вошли в проливы Земли Франца Иосифа только с юга и 24 сентября вернулись домой. Этим плаванием правиль ность моих выводов, по моему мнению, была вполне доказана. По крайней мере я в них настолько был уверен, что, еще находясь у Земли Франца Иосифа, я послал в Гиме- комитет СССР телеграмму, в которой пред- « сказывал благоприятные ледовые условия в Карском море в 1931 году. Повторяю, что по моим рассчетам теплая вода, отмеченная в 1930 году у берегов Мурмана, к 1931 году должна была достичь района к северу от Новой Земли и этим обеспечить малую ледовитость этого района, а, следовательно, и всего Карского моря. В 1931 году температура Нордкапского течения не сколько понизилась, но продолжала, однако, оставаться
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz