Карело-Мурманский край. 1933, N1-2.

62 КАРЁЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 1—2 Экономическая работа ГОИН'а в 1932 году Углубление работ ГОИН'а в области изучения про­ мыслового дела и конкретной помощи хозяйственным организациям, работающим на севере, поставило перед институтом задачу организации экономической работы. Статистико-экономическая работа ГОИН'а должна была служить базой для развертывания дальнейших биологических работ, а также оформить в экономиче­ ских показателях ту огромную работу, которую инсти­ тут провел на Мурмане и в Карелии в последние годы. Экономическое совещание, созванное дирекцией инсти­ тута, должно было подвергнуть обсуждению и критике собранный в течение 1931 года и первой половины 1932 года материал, как по линии статистики и эконо­ мики промысла открытого моря, гак и берегового. Совещание было проведено с участием заинтересован­ ных центральных и местных (Мурманск) хозяйственных организаций и дало возможность выявить те недочеты, которые были в практике работы мурманских и карель­ ских рыбопромысловых организаций (как гослова, так и колхозного сектора). На совещании были прослушаны и подвергнуты обсуж­ дению следующие вопросы: I. Внутрений режим тралового флота. П. Анализ берегового трескового промысла на Мурмане. III. Анализ берегового промысла Карелии. IV. Роль рыбного и зверобойного промыслов в хозяй­ стве ненцев Малоземельской тундры. V. Методология анализа работы тралового фрота (в порядке обсуждения). VI. Организация труда в колхозах и VII. План работы на 1933 г. и работа экономиче­ ского отдела- во втором пятилетии. I. Внутренний режим тралового флота ( Д о к л а д тов . Ми х а й л о в а ) Перед рыбной промыш­ ленностью с особой остро­ той поставлен сейчас во­ прос об овладении техни­ кой, об освоении мно­ гомиллионных вложений, сделанных в 1 -й пятилетке. Материал представляет со­ бой анализ трехлетней работы тралового флота в Баренцо- вом море. В основу этой работы бы­ ли положены отчеты капита­ нов о промысловом плавании за 1929, 30 и 31 гг. За этот период времени сделано 920 рейсов, из кото­ рых для анализа было использовано 553. По годам рейсы, использованые для анализа, распо­ лагаются следующим порядком: , 1929 г. 1930 г. 1931 г. а) Сделано рейсов . . . . 243 259 418 С) Использовано для а н а л и з а ..................... 175 178 200 в) Использовано для анализа в % ................. 72% &9% 48% Распределение использованных рейсов по типам судов видно из следующих данных: 1929 г. 1930 г. 1931 г. Всего Материалы были собраны статистико-экономической группой открытого моря в Мурманске. Эти материалы, дали возможность определить следующие стороны режима тралового флота; а) междурейсовые простои, б) переходы на промысел и обратно и в) работа рыболовных траулеров в море (внутренний режим). ■ Доклад и прения характеризуют у в е л и ч е н и е м е ж д у р е й с о в ы х п р о с т о е в в % % к о б щ е й р а б о т е т р а л ь щ и к о в с 22,5% в 1929 г. до 27,5% в 1931 г. (Плановое указание 15 — 20% ). Увеличение междурейсовых простоев определяется ростом удельного веса погрузо-разгрузочных работ и их ожиданием среди других элементов междурейсовых простоев (от 46,8 до 73,7% ). Необходимость механизации погрузо-разгрузочных работ, увеличения причальной линии, регулирования прихода Р. Т. с моря во избежание „пробок" — все это с достаточной ясностью вытекает из проработанного по данному вопросу материала. Огромное значение приобретает текучесть и недоста­ ток рабочей силы в промфлоте на Мурмане. Эта теку­ честь вырастает до 33,4% в 1932 году против 12,2% 1929 года. Анализ трехлетней работы тралового флота показы­ вает, что на работу в море приходится только 65 — 67% вместо должных 75 — 77%. Следующим важным показателем является материал, характеризующий переходы на промысел и обратно. Мы наблюдаем увеличение времени, затрачиваемого на переходы в % к промысловому плаванию, с 6,62% в 1929 году до 11,85% в 1931 году для ролыних и с 15,89% до 18,33% для малых тральщиков в эти же годы. Это объясняется расширением работы тралфлота, с охватом промыслов новых, более отдаленных районов (Медвежка, Гусиная банка и др.). Работа траулера в море проанализирована в следую­ щих разрезах: 1. Спуск и подъем трала. 2. Тралирование. 3. Уборка рыбы. 4. Починка трала. 5. Влияние штормов на работу Р. Т. 6. Поиски рыбы и 7. Прочие причины. Материалы показывают, что удельный вес „спуска и подъема трала" в общей работе с тралом возрастает в первом полугодии. Это объясняется тем, что промы­ сел в это время идет на западе, Кце глубины значи­ тельно большие, чем в центральных и, особенно, в восточ­ ных районах. Если мы рассмотрим „спуск и подъем трала и чистое траление" в трехлетней динамике, то увидим одну и ту же тенденцию у больших и малых Р. Т.: чистое трали­ рование в 1930 г. вырастает с 42,96% до 43 ,29% промыслового времени, а в 1931 году падает до 41,60°/0 Большие тральщики 44 59 Малые , „ 131 119 92 108 195 358 1 К итогам экономического совещания 20 — 25 ноября 1932 в Москве.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz