Карело-Мурманский край. 1932, N7-8.
38 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 7—8 ■Остатки экспедиции Седова (1913 г.). Шилку и вниз по ней вышел на Амур. Из Хабаровска экспедиция полетела по Амуру до Николаевска, затем по побережью Охотского и Берингова морей до Ана дыря, а потом дальше на северо-восток. В Уэллене (чу котский поселок у мыса Дежнева) тов. Обручев получил от командира парохода „Совет“ капитана Дублицкого и начальника острова Врангеля Минеева радио-телеграммы. Оба они просили помочь советской колонии на острове Врангеля: пароход „ Совет" не мог пробиться туда из-за тяжелых льдов, и группа тамошних зимовщиков была обречена на четвертую зимовку, колонистам нехва- тало продовольствия и топлива. Самолет Чукотской экспе диции направился к мысу Северному и в один день совершил два удачных перелета на остров Врангеля. На „Совет" по воздуху были перевезены девять колонистов (в том числе один психически-больной и один ребенок), 25 кулей пушнины и одна собака, а на остров — продо вольствие. На зимовку на острове остались: начальник острова тов. Минеев, его жена, два русских промышленника и несколько эскимосских семейств. Все они снабжены съестным припасами, патронами и одеждой. В обратный путь самолет вылетел 30 сентября —тем же путем вдоль побережья Берингова и Охотского морей. Самолету пришлось работать при постоянных штормах, пурге и туманах. В борьбе со стихией он обледеневал; ударившись о воду, он повредил корпус. Раз октябрь ский снежный шторм унес его от ночевавшей на берегу, экспедиции; в другой раз, летя в густом тумане, он едва не разбился о прибрежные утесы. В воздухе у него сго рел мотор, лопнула однажды трубка радиатора, во время заоблачного полета над сушей у него внезапно стали оба мотора. Во всех случаях летчикам удалось благопо лучно снизиться на воду и произвести необходимые ис правления. Самолет был в таком состоянии, когда прибыл в На- гаево !, что немыслимо было лететь на нем дальше. Экспедиция погрузила его на пароход и отправилась во Владивосток морем. 1 Поселение на северном берегу Охотского моря. Работа этой экспедиции признана в авиационном и во всех других отношениях блестящей. В тяжелах условиях она покрыла воздушным путем 18 тысяч километров, т. е. двойное расстояние от Москвы до Владивостока. Экспе диция проделала большую работу по картографической съемке пройденного ею пути и значительно исправила существующие карты. Наконец, участники Чукотской экспедиции: научные работники Обручев и Салищев и летчики Петров, Страубе, Косухин и Крутский показали себя подлинными красными рыцарями без страха и упреков. Они обнаружили исключительную отвагу, самоотвержен ность, присутствие духа и знание дела,— все те свойства, благодаря которым носители советского полярного ис следования выдвинулись на одно из первых мест в мире. V. В чем корни наших успехов? Недостаток места не позволяет нам хотя бы вскольз коснуться работы еще ряда интересных арктических исследовательских партий, промышленных плаваний и тридцати одной полярной станции Советского Союза, из которых девять открыты в этом году. Итоги их раз носторонней деятельности надлежащим образом опреде лятся лишь и концу второго международного поляр ного года; закончится же он, как известно, 1 августа 1933 года. Одно ясно уже сейчас: размах советского арктического исследования таков, что за ним не угнаться ни одной из девяти капиталистических стран, прини мающих участие в организации международного поляр ного года. Успехи эти покоятся на разных основаниях. Вспомним, какими средствами борьбы с полярной стихией распола гали в первый международный полярный год, и сравним их с технической оснасткой современного нам исследова теля Арктики. Теперешнему ледоколу нестрашны желез ные объятия ледяных полей; туда, куда не может про биться ледокол, залетают самолеты; радио же проникает всюду. Вооруженный этими замечательными изобрете ниями, человек ведет правильную осаду ледяной крепости и год за годом все глубже проникает в сердце Арктики. Кеждая экспедиция, каждая зимовка накопляет знания для последующих. Наше поколение располагает огром ными запасами опыта, приобретенного предыдущими исследователями ценою подчас невероятных лишений, а иногда и смерти. Во время чествования в Лондоне, после знаменитого похода „Фрама“, Нансен вполне справед ливо сказал: „я не мог бы совершить сделанного без работы моих предшественников". Наконец, успехам текушего года содействовали и при родные условия. Истекшим летом наши мореплаватели не встречали льдов даже там, где им по полярному штату, так сказать, положено быть непременно. За послед ние 14 лет состояние арктических льдов ни в какое сравнение не идет с исключительно тяжелым 1882 или, например, с 1912 годами, когда ни одному судну не удалось проникнуть в Карское море. Но крайне близоруко было бы приписывать наши успехи исключительно причинам, так сказать, внешнего, объективного, от нас независящего порядка. Советский сектор занимает четыре девятых Арктики *; однако, обла датели остальных пяти девятых далеко не сделали того, что они могли бы сделать для полярного исследования, 1 Между 32 меридианом восточной и 169 меридианом запад ной долготы от Гринвича.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz