Карело-Мурманский край. 1932, N7-8.

38 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 7—8 ■Остатки экспедиции Седова (1913 г.). Шилку и вниз по ней вышел на Амур. Из Хабаровска экспедиция полетела по Амуру до Николаевска, затем по побережью Охотского и Берингова морей до Ана­ дыря, а потом дальше на северо-восток. В Уэллене (чу­ котский поселок у мыса Дежнева) тов. Обручев получил от командира парохода „Совет“ капитана Дублицкого и начальника острова Врангеля Минеева радио-телеграммы. Оба они просили помочь советской колонии на острове Врангеля: пароход „ Совет" не мог пробиться туда из-за тяжелых льдов, и группа тамошних зимовщиков была обречена на четвертую зимовку, колонистам нехва- тало продовольствия и топлива. Самолет Чукотской экспе­ диции направился к мысу Северному и в один день совершил два удачных перелета на остров Врангеля. На „Совет" по воздуху были перевезены девять колонистов (в том числе один психически-больной и один ребенок), 25 кулей пушнины и одна собака, а на остров — продо­ вольствие. На зимовку на острове остались: начальник острова тов. Минеев, его жена, два русских промышленника и несколько эскимосских семейств. Все они снабжены съестным припасами, патронами и одеждой. В обратный путь самолет вылетел 30 сентября —тем же путем вдоль побережья Берингова и Охотского морей. Самолету пришлось работать при постоянных штормах, пурге и туманах. В борьбе со стихией он обледеневал; ударившись о воду, он повредил корпус. Раз октябрь­ ский снежный шторм унес его от ночевавшей на берегу, экспедиции; в другой раз, летя в густом тумане, он едва не разбился о прибрежные утесы. В воздухе у него сго­ рел мотор, лопнула однажды трубка радиатора, во время заоблачного полета над сушей у него внезапно стали оба мотора. Во всех случаях летчикам удалось благопо­ лучно снизиться на воду и произвести необходимые ис­ правления. Самолет был в таком состоянии, когда прибыл в На- гаево !, что немыслимо было лететь на нем дальше. Экспедиция погрузила его на пароход и отправилась во Владивосток морем. 1 Поселение на северном берегу Охотского моря. Работа этой экспедиции признана в авиационном и во всех других отношениях блестящей. В тяжелах условиях она покрыла воздушным путем 18 тысяч километров, т. е. двойное расстояние от Москвы до Владивостока. Экспе­ диция проделала большую работу по картографической съемке пройденного ею пути и значительно исправила существующие карты. Наконец, участники Чукотской экспедиции: научные работники Обручев и Салищев и летчики Петров, Страубе, Косухин и Крутский показали себя подлинными красными рыцарями без страха и упреков. Они обнаружили исключительную отвагу, самоотвержен­ ность, присутствие духа и знание дела,— все те свойства, благодаря которым носители советского полярного ис­ следования выдвинулись на одно из первых мест в мире. V. В чем корни наших успехов? Недостаток места не позволяет нам хотя бы вскольз коснуться работы еще ряда интересных арктических исследовательских партий, промышленных плаваний и тридцати одной полярной станции Советского Союза, из которых девять открыты в этом году. Итоги их раз­ носторонней деятельности надлежащим образом опреде­ лятся лишь и концу второго международного поляр­ ного года; закончится же он, как известно, 1 августа 1933 года. Одно ясно уже сейчас: размах советского арктического исследования таков, что за ним не угнаться ни одной из девяти капиталистических стран, прини­ мающих участие в организации международного поляр­ ного года. Успехи эти покоятся на разных основаниях. Вспомним, какими средствами борьбы с полярной стихией распола­ гали в первый международный полярный год, и сравним их с технической оснасткой современного нам исследова­ теля Арктики. Теперешнему ледоколу нестрашны желез­ ные объятия ледяных полей; туда, куда не может про­ биться ледокол, залетают самолеты; радио же проникает всюду. Вооруженный этими замечательными изобрете­ ниями, человек ведет правильную осаду ледяной крепости и год за годом все глубже проникает в сердце Арктики. Кеждая экспедиция, каждая зимовка накопляет знания для последующих. Наше поколение располагает огром­ ными запасами опыта, приобретенного предыдущими исследователями ценою подчас невероятных лишений, а иногда и смерти. Во время чествования в Лондоне, после знаменитого похода „Фрама“, Нансен вполне справед­ ливо сказал: „я не мог бы совершить сделанного без работы моих предшественников". Наконец, успехам текушего года содействовали и при­ родные условия. Истекшим летом наши мореплаватели не встречали льдов даже там, где им по полярному штату, так сказать, положено быть непременно. За послед­ ние 14 лет состояние арктических льдов ни в какое сравнение не идет с исключительно тяжелым 1882 или, например, с 1912 годами, когда ни одному судну не удалось проникнуть в Карское море. Но крайне близоруко было бы приписывать наши успехи исключительно причинам, так сказать, внешнего, объективного, от нас независящего порядка. Советский сектор занимает четыре девятых Арктики *; однако, обла­ датели остальных пяти девятых далеко не сделали того, что они могли бы сделать для полярного исследования, 1 Между 32 меридианом восточной и 169 меридианом запад­ ной долготы от Гринвича.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz