Карело-Мурманский край. 1932, N7-8.
34 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 7—8 По радио из Москвы был дан приказ находившимся в том районе тральщику „Уссуриец" и ледокольным пароходам „Совет* и „Литке“ итти на помощь „Сибирякову". Ближе всех к нему оказался „Уссуриец". Последний тот час направился к бессильно дрейфующему ледоколу. Милю за милей брали смельчаки, приближаясь к экспедиции, которая следила за видневшимся вдали бесстрашным суденышком. Наступило уже 1 октября, когда „Уссу- рийцу“ удалось наконец подойти к „Сибирякову" вплотную и взять его на буксир. Это было близ мыса Дежнева — крайней восточной оконечности Азии. 15 октября „Уссуриец", ведя „Сибирякова“ на буксире, прибыл в Петропавловск на Камчатке, а затем отвел ледокол для ремонта в японский порт Иокогаму. В Токио пред ставители японского правительства, общественности и научного мира устроили героям Северо-Восточного про хода восторженный прием и торжественно проводили их на родину. Когда стало известно о том, что экспедиция на „Сиби- рякове" одолела Северо-Восточный проход, тт. Сталин, Молотов, Ворошилов и Янсон (народный комиссар водного транспорта) вошли с представлением в ЦИК СССР о достой ном награждении участников славного рейса. Весь Северо-Восточный проход с запада на восток впервые удалось пройти шведской полярной экспедиции Норденшельда на пароходе „Вега“ в 1878—79 годах, с одной зимовкой. Во второй раз этим путем, но уже в обратном направлении — от Владивостока до Архангель ска — прошла в 1914 —15 годах русская гидрографическая экспедиция на ледокольных пароходах „Таймыр41и „Вайгач" под начальством Б. А. Вилькицкого. Эта экспедиция также зимовала один раз. Третье плавание Северо-Восточным проходом из Атлантического в Тихий океан совершила норвежская экспедиция Руала Амундсена на корабле „Мод" в 1918-—20 годах. У нее были две зимовки. Начиная с XVI века Северо-Восточный проход привлекает к себе мореплавателей и ученых. Почти все европейские страны принимали участие в исследовании этого пути в целом или частях. И за четыре столетия только в четвер тый раз он пройден в этом году во всю длину. Этот успех выпал на долю советской экспедиции на ледоколе „Сибиряков", которая прошла его в один навигационный сезон, без зимовки. II. Экспедиция на ледоколе „Русанов*. Через три дня после ухода „Сибирякова", следом за ним, Другая экспедиция арктического института, под руководст вом профессора Р.Л. Самойловича отправилась из Архангель ска на ледокольном пароходе „Русанов". Ее задачей было постройть научно - исследовательскую базу и радио-стан цию на самой северной оконечности евразийского мате рика — мысе Челюскине, произвести разносторонние науч но- исследовательские работы и, кроме того, сменить зимовщиков на Северной Земле. Н а борту „Русанова", помимо научного персонала экспе диции и команды во главе с капитаном Ерохиным, находи лись будущие зимовщики Северной Земли, мыса Челюскина, а также рабочие-строители — всего 93 человека. Тем же путем, что и „Сибиряков", „Русанов" прошел Ма- точкин шар и прибыл кострову Диксону, а затем совместно С „Сибиряковым" совершил плавание к острову Свердрупа. В промысловом отношении этот никем до того не посеща вшийся остров оказался чрезвычайно интересным: участники экспедиции видели там много белых медведей, следы песцов и даже оленей. Вот какой случай произошел при этом с геологом экспедиции Г. Д. Адлером. Тов. Адлер производил геологические исследования на острове и не заметил, как к нему подобрался белый медедь. Случйно обернувшись, геолог увидел зверя в ста метрах от себя. Адлер хватается за винтовку, но та дает три осечки подряд. Медведь между тем подошел к нему вплот ную. Тогда Адлер, изловчившись, ударил его изо всей силы прикладом по голове, а сам пустился бежать по направлению к другому научному сотруднику Фокидову, который произ водил в это время геомагнитные наблюдения. Фокидов выстрелил и убил медведя. Всю эту сцену наблюдали с корабля, и, по словам Р. Л. Самойловича, старший штурман впоследствии утверждал, что Адлер установил мировой рекорд скорости бега на дистанцию в один километр. Вернувшись на Диксон, „Русанов" взял нужный ему уголь с прибывшего норвежского парохода и, пополнив свой запас топлива до отказа, 11 августа вышел к Северной Земле. По пути южнее острова Уединения была открыта груп па неизвестных до того времени островов, а через три дня ледокол бросил якорь у радиостанции на островах Сергея Ка менева. К нему тотчас же подошла моторная шлюпка. В ней были первые четыре зимовщика Северной Земли во главе с начальником группы тов. Ушаковым. Произошла смена зимовщиков, и для оставшейся группы во главе с женщи ной — Ниной Демме, было выгружено на берег необхо димое продовольствие, топливо и снаряжение. Затем „Русанов" направился к проливу Шокальского, отделяющему крупнейший остров Северной Земли — остров Октябрьской Революции, от наиболее южного ее острова — Большевика. Пролив оказался доступным, и „Русанову" по счастливилось быть первым кораблем, прошедшим этот неведомый путь. Не спуская глаз, любовались участники экспедиции высокими горами, обрывистыми темными ска лами и могучими глетчерами, которые, спускаясь с обоих берегов прямо в пролив, переливали на солнце своими бирюзовыми разломами. На берегу пролива Шокальского у мыса Свердлова экспедиция построила новый дом для зимовщиков; гидрологические и гидробиологические работы были также закончены, и „Русанов" пошел к мысу Челю скину. Благоприятные ледовые условия текущего года сказались и здесь. Против обыкновения пролив Бориса Вилькицкого, отделяющий Северную Землю от материка, был совершенно чист от льда, и экспедиция беспрепятственно высадилась на берег полуострова Таймыра — у крайней северной точки Старого Света, почти на 78 градусе северной широты. В две недели там, на мысе Челюскине были возведены четыре постройки: дом для радиостанции и зимовщиков, баня, сарай и собачник. Были поставлены две радио-мачты и выгружено необходимое продовольствие и топливо. В то же время не прекращаясь шли астрономические, геомаг нитные и др. научные наблюдения. Охотники же здесь каждый день били моржей. Видны были огромные стада белух и много белых медведей. С корабля видели, как однажды белый медведь почти вплотную подошел к строя щимся зданиям, но потом что-то отвлекло его внимание, и он спокойно направился в обратную сторону. Рабочие даже не заметили его. Наконец, все работы были завершены, и на радио-метео- рологической станции на мысе Челюскине поселились девять человек под начальством доктора В. Д. Георгиевского. „Русанов" двинулся в обратный путь. Еще раз навестив по дороге зимовщиков на островах Каменева, ледокол пересек Карское море и, обогнув мыс Желания, вошел
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz