Карело-Мурманский край. 1932, N7-8.

34 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 7—8 По радио из Москвы был дан приказ находившимся в том районе тральщику „Уссуриец" и ледокольным пароходам „Совет* и „Литке“ итти на помощь „Сибирякову". Ближе всех к нему оказался „Уссуриец". Последний тот час направился к бессильно дрейфующему ледоколу. Милю за милей брали смельчаки, приближаясь к экспедиции, которая следила за видневшимся вдали бесстрашным суденышком. Наступило уже 1 октября, когда „Уссу- рийцу“ удалось наконец подойти к „Сибирякову" вплотную и взять его на буксир. Это было близ мыса Дежнева — крайней восточной оконечности Азии. 15 октября „Уссуриец", ведя „Сибирякова“ на буксире, прибыл в Петропавловск на Камчатке, а затем отвел ледокол для ремонта в японский порт Иокогаму. В Токио пред­ ставители японского правительства, общественности и научного мира устроили героям Северо-Восточного про­ хода восторженный прием и торжественно проводили их на родину. Когда стало известно о том, что экспедиция на „Сиби- рякове" одолела Северо-Восточный проход, тт. Сталин, Молотов, Ворошилов и Янсон (народный комиссар водного транспорта) вошли с представлением в ЦИК СССР о достой­ ном награждении участников славного рейса. Весь Северо-Восточный проход с запада на восток впервые удалось пройти шведской полярной экспедиции Норденшельда на пароходе „Вега“ в 1878—79 годах, с одной зимовкой. Во второй раз этим путем, но уже в обратном направлении — от Владивостока до Архангель­ ска — прошла в 1914 —15 годах русская гидрографическая экспедиция на ледокольных пароходах „Таймыр41и „Вайгач" под начальством Б. А. Вилькицкого. Эта экспедиция также зимовала один раз. Третье плавание Северо-Восточным проходом из Атлантического в Тихий океан совершила норвежская экспедиция Руала Амундсена на корабле „Мод" в 1918-—20 годах. У нее были две зимовки. Начиная с XVI века Северо-Восточный проход привлекает к себе мореплавателей и ученых. Почти все европейские страны принимали участие в исследовании этого пути в целом или частях. И за четыре столетия только в четвер­ тый раз он пройден в этом году во всю длину. Этот успех выпал на долю советской экспедиции на ледоколе „Сибиряков", которая прошла его в один навигационный сезон, без зимовки. II. Экспедиция на ледоколе „Русанов*. Через три дня после ухода „Сибирякова", следом за ним, Другая экспедиция арктического института, под руководст­ вом профессора Р.Л. Самойловича отправилась из Архангель­ ска на ледокольном пароходе „Русанов". Ее задачей было постройть научно - исследовательскую базу и радио-стан­ цию на самой северной оконечности евразийского мате­ рика — мысе Челюскине, произвести разносторонние науч­ но- исследовательские работы и, кроме того, сменить зимовщиков на Северной Земле. Н а борту „Русанова", помимо научного персонала экспе­ диции и команды во главе с капитаном Ерохиным, находи­ лись будущие зимовщики Северной Земли, мыса Челюскина, а также рабочие-строители — всего 93 человека. Тем же путем, что и „Сибиряков", „Русанов" прошел Ма- точкин шар и прибыл кострову Диксону, а затем совместно С „Сибиряковым" совершил плавание к острову Свердрупа. В промысловом отношении этот никем до того не посеща­ вшийся остров оказался чрезвычайно интересным: участники экспедиции видели там много белых медведей, следы песцов и даже оленей. Вот какой случай произошел при этом с геологом экспедиции Г. Д. Адлером. Тов. Адлер производил геологические исследования на острове и не заметил, как к нему подобрался белый медедь. Случйно обернувшись, геолог увидел зверя в ста метрах от себя. Адлер хватается за винтовку, но та дает три осечки подряд. Медведь между тем подошел к нему вплот­ ную. Тогда Адлер, изловчившись, ударил его изо всей силы прикладом по голове, а сам пустился бежать по направлению к другому научному сотруднику Фокидову, который произ­ водил в это время геомагнитные наблюдения. Фокидов выстрелил и убил медведя. Всю эту сцену наблюдали с корабля, и, по словам Р. Л. Самойловича, старший штурман впоследствии утверждал, что Адлер установил мировой рекорд скорости бега на дистанцию в один километр. Вернувшись на Диксон, „Русанов" взял нужный ему уголь с прибывшего норвежского парохода и, пополнив свой запас топлива до отказа, 11 августа вышел к Северной Земле. По пути южнее острова Уединения была открыта груп­ па неизвестных до того времени островов, а через три дня ледокол бросил якорь у радиостанции на островах Сергея Ка­ менева. К нему тотчас же подошла моторная шлюпка. В ней были первые четыре зимовщика Северной Земли во главе с начальником группы тов. Ушаковым. Произошла смена зимовщиков, и для оставшейся группы во главе с женщи­ ной — Ниной Демме, было выгружено на берег необхо­ димое продовольствие, топливо и снаряжение. Затем „Русанов" направился к проливу Шокальского, отделяющему крупнейший остров Северной Земли — остров Октябрьской Революции, от наиболее южного ее острова — Большевика. Пролив оказался доступным, и „Русанову" по­ счастливилось быть первым кораблем, прошедшим этот неведомый путь. Не спуская глаз, любовались участники экспедиции высокими горами, обрывистыми темными ска­ лами и могучими глетчерами, которые, спускаясь с обоих берегов прямо в пролив, переливали на солнце своими бирюзовыми разломами. На берегу пролива Шокальского у мыса Свердлова экспедиция построила новый дом для зимовщиков; гидрологические и гидробиологические работы были также закончены, и „Русанов" пошел к мысу Челю­ скину. Благоприятные ледовые условия текущего года сказались и здесь. Против обыкновения пролив Бориса Вилькицкого, отделяющий Северную Землю от материка, был совершенно чист от льда, и экспедиция беспрепятственно высадилась на берег полуострова Таймыра — у крайней северной точки Старого Света, почти на 78 градусе северной широты. В две недели там, на мысе Челюскине были возведены четыре постройки: дом для радиостанции и зимовщиков, баня, сарай и собачник. Были поставлены две радио-мачты и выгружено необходимое продовольствие и топливо. В то же время не прекращаясь шли астрономические, геомаг­ нитные и др. научные наблюдения. Охотники же здесь каждый день били моржей. Видны были огромные стада белух и много белых медведей. С корабля видели, как однажды белый медведь почти вплотную подошел к строя­ щимся зданиям, но потом что-то отвлекло его внимание, и он спокойно направился в обратную сторону. Рабочие даже не заметили его. Наконец, все работы были завершены, и на радио-метео- рологической станции на мысе Челюскине поселились девять человек под начальством доктора В. Д. Георгиевского. „Русанов" двинулся в обратный путь. Еще раз навестив по дороге зимовщиков на островах Каменева, ледокол пересек Карское море и, обогнув мыс Желания, вошел

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz