Карело-Мурманский край. 1932, N7-8.

№ 7—8 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 33 пустилась в неизведанный пут ь— в об­ х о д Северной Земли с севера. 15 августа „Сибиряков" обогнул мыс Молотова — самую северную оконечность Северной Земли. При этом была достигнута выс­ шая широта похода: 81°28'N . Экспедиция стала спускаться к юго- востоку. У восточных берегов Северной Земли ледокол встретил труднопрохо­ димые льды, и весь путь вплоть до остро­ ва Малый Таймыр он проделал в непре­ рывной борьбе с ними. На форсирова­ ние пространства, которое на чистой воде ледокол прошел бы, вероятно, мень­ ше чем в сутки, ему понадобилось боль­ ше десяти дней. Зато море Лаптевых вознаградило путешественников — оно оказалось свободным от льда, и 27 ав­ густа они были уже в устье Лены. Там „Сибиряков" снова пополнил свои уголь­ ные запасы. Проф. О. Ю. Шмидт За успешное разрешение исторической задачи сквоз­ ного плавания по Ледовитому океану в одну навигацию президиум ЦИК СССР постановил наградить орденом Ленина руководителей экспедиции на ледоколе „Сиби­ ряков": начальника экспедиции проф. Шмидта О. Ю., капитана ледокола „Сибиряков" тов. Воронина В. И. и начальника научной части экспедиции проф. Визе В. Ю. Проф. Визе. Погода и состояние льдов благоприятствовали плаванию. 4 сентября экспедиция миновала устье Колымы, 6 сентя­ бря — мыс Биллингса. Уже немного оставалось до Берингова пролива, но тут ее ждали испытания, которые продлились больше трех недель. За мысом Биллингса путь стерегли тяжелые льды. Ледокол вступил в бой с ледяными полями и уже 10 сентября понес первый урон: вблизи Колючинской губы у него одна за другой сломались лопасти гребного винта. С огромными трудностями поставили на их место запасные лопасти, но 18 сентября разъяренные льды на­ несли ледоколу непоправимый удар: у него сломался греб­ ной вал, и весь винт целиком пошел ко дну. Ледокол очутился теперь совершенно в беспомощном положении — игрушка ветров и течений, да еще лицом к лицу с полярной стихией. К счастью наш корабль попал в попутный дрейф, который медленно влек его по направлению к Берингову проливу. Но когда пролив был уже совсем близко,течение изменилось, и ледокол стало носить во всех направлениях, уводя его прочьот желанного пути. Мужественный экипаж, не покладая рук, продолжал бороться за свое спасение. Из брезентов команда спила паруса; поднятые на мачты, они ловили порывы ветра, который иногда помогал судну продвигаться к близкому, теперь уже проливу. Но разве могли само­ дельные паруса заменить бездействовавшую паровую машину в две тысячи лошадиных сил? Помощь пришла с другой стороны. Против „чуда два­ дцатого века “— радио— бессильны расстояние и льды.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz