Карело-Мурманский край. 1932, N7-8.

№ 7—8 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 17 Народное образование у лопарей к 15 октябрьской годовщине В 1932 г. в истории саамского (лопарского) народа, живущего на Кольском полуострове, произошло собы­ тие большой важности — появились первые школьные учителя, вышедшие из его среды. Саамский народ до сих пор не имел своей интеллигенции. Ни педагогов, ни меди­ цинских работников, ни техников не выходило из среды этого полуоседлого рыболовно-оленеводческого народа. До последнего времени саамский народ был наименее грамотным народом из всех народностей, населяющих Кольский полуостров: 6 лет назад, во время переписи, только 16,5°/0 населения (старше 8 лет) были грамот­ ными. У других народов, рядом с ним живущих, — нен­ цев (самоедов), коми (ижемцев) — грамотность была выше: у первых — вдвое, у вторых — втрое. Школьное дело у этого древнего народа не насчиты­ вает и 50 лет существования. Первая школа возникла в феврале 1888 г. — в Пазрецком погосте (ныне нахо­ дящемся в Финляндии); вторая — в январе 1889 г .— в Нотозерском; за ними, спустя 10—12 лет, открылись школы в погостах Ловозерском и Кильдинском. Нака­ нуне революции были школы, кроме этих, в погостах: Сонгельском (ныне в Финляндии) и в Иокангском. Во всех школах обучалось 30— 35°/0 детей школьного возраста. С первого взгляда дело обстояло как будто бы удо­ влетворительно. Но если вспомнить, что это были школы церковно-приходские, с поповским „уклоном",— то уви­ дим, что внешнее благополучие не соответствовало вну­ треннему. Перед нами лежит один из „учебников11, по которым обучали лопарей в этих школах: „Азбука для лопарей, издание православного миссионерского обще­ ства 1895 г .“. То, что приведем из этого учеб- •I ника, может иллюстри- Г » jn s a i \ ровать все преподава- ‘ jJN I ние в этих школах. На i \] стр. 17 и 18 этого ■/ „учебника® предлага- Т . ^ ) лось маленьким лопар- / t e ским детям выучивать такие названия о д ежд : „риза, подризник, сти- НиЩ- харь, орарь, епитра- Ц 1 К хиль, митра, камилав- ' И В ка“. . и т. д. Или на- ‘^ - ж И В ШШ Я звания к н и г : „библия, ‘•>щщ апостол, часослов, ок- тоих, минея'... и т. д. Или такие слова: „прос- J ' - фора, миро, ел ей -'... Анастасия Лукинична Матрехина — Комментарии к этой первая учительница лопарка, иллюстрации не нужны. Октябрьская революция уничтожила поповскую школу. Но еще долго не удается поставить саамскую школу на нормальные рельсы. Еще долго школа носит тип сезонной школы, зависимой от полукочевого быта саа­ мов, — работающей 4— 5 месяцев в году. Преподавание, вследствие отсутствия письменности у саамов и учите­ лей, знающих саамский язык, до сих пор ведется на русском языке. Только в 1929 г. появляются школы- интернаты, что дает возможность охватить большее число детей полуоседлого населения и удлинить учеб­ ный год. В 1931— 1932 учебном году почти осуще­ ствлено всеобщее обучение; вне школы находились не­ сколько детей Понойского района. В истекшем году саамские дети обучались в следую­ щих школах: 1 . В К о л ь с к о - Л о п а р с к о м р а й о н е : в Кильдин- ской, Нотозерской, Пулозерской, Бабинской. 2. В Л о в о з е р с к о м р а й о н е : в Ловозерской, Ива­ новской, Семиостровской, Воронежской. 3. В П о н о й с к о м р а й о н е : в Иокангской и Сосновской. Кроме этих по несколько детей было в школах По­ лярного и Кольско-Лопарского районов (в Озерках, Зап. Лице, Грязной губе, на Имандре). Интернаты находятся при школах Нотозерской, Бабин­ ской, Ловозерской и Ивановской. Во всех школах в 1931 — 1932 г. обучалось около 200 детей. Но, несмотря на такие благоприятные количественные показатели, качественная сторона еще далеко неудовле­ творительна: вследствие ненормально короткого учеб­ ного года и слабого охвата детей школой в предше­ ствующие годы, еще очень незначительно число детей, окончивших школу первой ступени, и до последнего времени не было окончивших школу повышенного типа. Обучение саамских дегей в школах повышенного типа Самлинч (лопарь) Алексей Гаврилов, с . р . Л о т ы , с т у д е н т М у р ^ начинается с 1925— 1926 г. В этот год был направлен Педтехникума за проработкой нового* Саамского алфавита. • ЦА.^чеф? в ЭДнстотут Народов Севера (в Ленинград) у & Щ г кая обл.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz