Карело-Мурманский край. 1932, N7-8.

16 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 7— 8 В заключительной части доклада (изд. Правл. Мурм. ж. д. Ленинград, 1925 г.) читаем: „В последующем раз­ витии, по мере" превращения дороги в доходное пред­ приятие, заселения края и создания местной промыш­ ленности, Правление должно будет поставить себе иную задачу— сузить работу дороги функциями исключительно перевозочной организации... Предполагающееся в даль­ нейшем развитие территориальных органов местного народного хозяйства, при выполнении дорогою в постав­ ленный десятилетний срок плана колонизации выдвинет вопрос о передаче всех подсобных предприятий дороги в ведение местных промышленных организаций; все силы и средства тогда должны быть направлены дорогою исключительно на удешевление своих перевозок, чем она также будет попрежнему осуществлять свою роль нацио­ нализированного транспорта". Жизнь подтвердила правильность поставленной доро­ гою задачи. Как и самый край в результате правильной ленинской политики парторганизации и Правительства Карельской АССР и помощи ленинградских организаций, так и Мурманская ж. д. и порт в значительно меньший срок настолько выросли, что вопрос о разукрупнении Комбината дороги встал ранее, чем это предполагалось. Несколько следующих цифр характеризует этот рост хозяйства к последнему времени. Продукция всех Мур­ манских рыбных промыслов в лучшие довоенные годы не превышала 10 000 тонн в год; в 1931 г. улов дал 55 000 тонн. К 1937 г. по плану Тралтреста улов должен быть доведен до 700 тыс.— 1 миллиона тонн. В соот­ ветствии с ростом промыслового флота стоит развитие стационарных береговых устройств рыбной промышлен­ ности. Но уже в настоящее время хозяйство Треста по­ ражает своим территориальным размахом и разнообразием. В Мурманском порту для Треста выделена специальная акватория и причальная линия. На обширной линии раз­ мещены рыбные склады, посолочные цеха, холодильники, фильтровочный завод для рыбьего жира, фабрика клип- фиска, бондарный завод, завод по выделке рыбо-звериных кож. Намечена постройка судоремонтного заводов. Как велика лесная продукция района дороги, можно судить по тому, что в 1931 г. только одна железная дорога, не считая перевозок по водным путям, перевезла 2,5 млн. тонн лесных грузов. Общеизвестен бурный рост горной промышленности в Хибинах на базе апатито-нефелиновых богатств. В этом деле Мурманской дорогой сыграна решающая роль при том же неизменном участии журнала. Десять лет упорно изучалась „тайна Хибин“ при неизмен­ ном и настойчивом содействии Мурманской ж. д., как пер­ воисточника финансирования разведок Хибинских гор. И теперь вполне доказано мировое значение хибинских месторождений высокосортных фосфоритов, полностью решающих проблему удобрительных туков СССР. Не­ фелин, нашедший применение в 20 видах промышлен­ ности, произвел целую революцию в ряде соответствую­ щих производств. Использование энергетических ресурсов края становится на практические рельсы. Беломорско-Балтийский канал венчает торжество промышленного развития АКССР. Посмотрим, как росла работа дороги и Мурманского порта. Грузооборот Мурманской ж. д. за 10 лет с 1922 г. по 1931 г. по количеству тонн перевезенных грузов, увеличился в 6 раз, что также показывает, насколько увеличилась за это время техническая мощь дороги, ко­ торая достройкою (смягчение профили пути, пропуск тяжелых паровозов и т. п.) значительно приближена к типу настоящей железнодорожной магистрали. Улуч­ шение бытовых условий железнодорожников и развитие жилищного строительства создали и закрепили за доро­ гою основной кадр работников. Работа Мурманского порта за тот же период увели­ чилась в 3 раза, при чем уже с 1927 г. Мурманский порт по количеству перерабатываемых им импортных грузов занимает второе место после Ленинградского порта. За последние годы порт значительно увеличивает свои экспортные операции по основным массовым грузам района дороги, как лес и апатит. Говоря о дальнейших размерах работы дороги и порта, надо отметить, что на ближайшее пятилетие намечается такой же интенсивный рост. Так, например, ожидают, что грузооборот к 1937 г. увеличится в 3 раза против 1931г. Вполне понятно, что в связи с этим возникает вопрос о соответствующей подготовке дороги к овладению но­ выми мощными потоками грузов, для которых окажется уже недостаточной современная ее пропускная способ­ ность. И вполне своевременен и актуален вопрос о р е ­ конструкции дороги и дальнейшее смягчение профиля, прокладка второго пути и, наконец, электрификация. Если 10 лет тому назад центральным узлом в крае являлась жел. дорога и ее значение становилось решаю­ щим для дальнейших судеб края, то также, и не менее остро, стоит вопрос и теперь. Но существует все же большая разница в положении. Тогда дорога была почти что одинока и ей стоило колоссальных напряжений, чтобы пробудить к жизни недоразвитый экономический край. Теперь она окружена выросшими на ее глазах гигантами, которые прекрасно понимают, что роли не­ сколько переменились. И их экономическая зрелость подскажет им необходимость — не откладывая в долгий ящик, — проявить большую инициативу и решимость в предоставлении дороге, уже со своей стороны, реальных возможностей для усиления ее технической мощи. Только таким путем хозяйство Карело-Мурманского края подымется, опять не минуя железной дороги, на новую ступень своего развития И с этой стороны вновь встают перед „Карело-Мурманским краем" те же ответ­ ственнейшие задачи укрепления роли и значения Мур­ манской ж. д. и Мурманского порта в крае. Оглядываясь на прошедшие 10 лет работы „Карело- Мурманского края“ и подводя итоги его полезной деятельности на одном из ответственнейших участков нашего социалистического строительства, с удовлетво­ рением можно отметить, что журнал свою роль борца за интересы края выполнил с честью и надо отметить исключительную роль покойного т. Ярвисало и бессмен­ ного на этом отрезке Председателя Совнаркома АКССР тов. Гюлинга в моменты, когда журналу грозила опас­ ность быть закрытым — помощь этих товарищей и их деятельное участие в судьбе журнала выравнивали поло­ жение и журнал продолжал существовать. Особенно оживился он с 1926 г. с назначением редактором т. Ра- фаловича. Журнал крепко пустил корни в край, имеет довольно почтенный стаж и пользуется заслуженным при­ знанием солидного печатного органа. Можно поэтому вполне быть убежденным, что и те, не менее серьезные задачи, которые стоят перед журналом в деле участия его в дальнейшем строительстве хозяйства К.-М. края будут выполнены им также успешно. Пожелаем же журналу полного успеха в этом направ* лении и окажем ему всемерную поддержку в интересах соц. строительства К.-М. края. А. Арнольдов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz