Карело-Мурманский край. 1932, N7-8.

№ 7— 8 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 15 Ю б и л я р (К десятилетию журнала „Карело-Мурманский край") Журнал „Карело-Мурманский край", возникший как совместное издание Совнаркома АКССР и Дирекции Мурманской ж. д., подводит итоги десяти лет своей работы в исторический период XV го­ довщины Октября, когда весь Советский Союз празднует свои достижения на фронте мирного труда и социалистиче­ ского строительства. Десять л е т— тоже неслучайная дача для журнала. Вспомним, что 1922 год явился поворотным в жизни Карело- Мурманского края. Этот богатый природными ресурсами край не привлекал внимания царского правительства и находился на положе­ нии заброшенной никчемной окраины. И только под влиянием военных обстоя­ тельств вспомнили о Мурманском напра­ влении к незамерзающему порту, пред­ ставляющему свободный выход на про­ стор Ледовитого океана. Тогда с лихо­ радочной поспешностью к концу 1916 г. построили Мурманскую ж. д. В сущ­ ности говоря, это не была железная дорога в том значении, какое вклады­ вается в понятие железнодорожной ма­ гистрали, отвечающей нормальным тех­ ническим условиям. Мурманская ж. д. представляла собою не что иное как недостроенную „времянку", — с недо­ пустимыми уклонами и закруглениями, необорудованную гражданскими сооружениями, обслуживавшуюся временно командированными с других работ работниками. После революции, в период борьбы с интервентами и вторжения [бело-финов, эта слабая времянка была полуразрушена и вполне понятно, что когда по окон­ чании в 1921 г. военных действий в районе дороги она перешла на мирную работу, — положение дороги оказалось чрезвычайно тяжелым. Эксплоатация дороги крайне удорожалась тем, что дорога была недостроена. Кроме того, край, по которому проходит дорога, почти что не давал ей, ввиду слабого своего экономического развития, коммерческих грузов. Последнее угрожало до­ роге хроническим дефицитом. Такие условия создали вполне понятную неопределенность положения и, более того, стоял вопрос о консервации дороги. Но, как известно, десять лет тому назад, осенью 1922 г., когда было образовано Правление Мурманской ж. д., последнее совместно с Ленобластью и Карреспуб- ликой наметило конкретный план индустриализации края при активном участии в этом деле непосредственно самой дороги, как кровно заинтересованной в получении грузо­ оборота. План мероприятий и методы работы были одобрены правительством при непосредственном участии и активной помощи Ф. Э. Дзержинского. Не касаясь содержания плана этих работ, которые рисовали перспективы экономического подъема и мощи отсталою и малонаселенного Карело-Мурманского края, напомним только о тех чрезвычайных трудностях, с ка­ кими встретилась дорога и местные хозорганизации. Не только не было достаточных денежных и материаль­ ных средств на проведение работ, но и требовалось упорное изучение края; наконец, необ­ ходима была популяризация самой идеи в широчайших рабочих массах, так как только путем вовлечения их в дело строительства мыслилось успешное за­ вершение предприятия. Между тем в крае ввиду ничтожного развития промышлен­ ности местная пролетарская прослойка была крайне незначительна, а дорога не имела постоянных кадров и вся ее работа опиралась преимущественно на контингент временно откомандирован­ ных с других доро г—-людской мате­ риал крайне дорогой и недостаточно устойчивый в работе. Надо было оста­ новить этот поток приливов и отливов и создать свои местные рабочие кадры. В этот чрезвычайно интересный по содержанию предстоящей работы и оди­ наково трудный и ответственный момент и был создан „Вестник Карело-Мурман- ского к р а я " ,1 ставший затем в продол­ жении всех последующих десяти лет зер­ калом и прожектором в жизни края. И если идея индустриализации Ка­ рело-Мурманского края и огромного значения Мурманской ж. д. и Мур­ манского порта, значения не только местного, но и все­ союзного, стала известна во всех концах нашей необъят­ ной страны, и уже через 10 лет к XV годовщине Ок­ тября дала свои реальные положительные результаты, то в этом деле видную роль сыграл и „ Карело-Мурман­ ский край". Деятельность журнала и его история так тесно связаны с историей последних десяти лет Карело-Мурманского края и входящих в него составными элементами Мур­ манской ж. д. и Мурманского порта, что вполне можно сказать — исюрию и достижения последних можно изу­ чать по „К.-М. краю" и также полностью они относятся и к нему. Не мало стояло общих трудностей на этом пути и не только чисто хозяйственных и технических, которые нужно было преодолеть, но и затруднения другого по­ рядка — в плоскости недоверия, опасения как со стороны центра, так и отдельных местных организаций за судьбы молодого организма — созданного дорогою Транспортно- Промышленно-Колонизационного Комбината. В сущности говоря, Мурманская жел. дор. никогда не отрывала д о ­ роги и объединенного с нею Мурманского порта от ин­ тересов и учета бурного роста краевого хозяйства. Этот несомненный рост социалистического хозяйства края дол­ жен был определить в дальнейшем и организационную перестройку дороги, как Комбината. Что это так, можно видеть, например, из материалов Правления Мурманской ж. д. Дорожным Производственным Конференциям в 1925 г. 1 В октябре 1926 г. „Вестник" был переименован в „Карело- Мурманский край“. С о в н а р к о м о м К а р е л ь ­ с к о й АССР о б р а з о в а н а к о м и с с и я п о п р о в е д е н ию д е с я т и л е т н е г о ю б и л е я „ К а р е л о - М у р м а н е к о г о к р а я “ в с о с т а в е п р е д с е ­ д а т е л я т. А. В. И в а н о в а (п р е д с е д а т е л ь к о м и т е т а по д е л ам п е ч а ти ) и ч л е­ н о в — т. А к с е н о в с к о г о (О б к о м ВКП(б), т. М а­ к а р ь е в а (К а р . Н а у ч н о - и с с л е д о в а т е л ь с к и й ин ­ с т и т у т ) и т. В л а с ь е в а (Н а р к о м п р о с ).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz