Карело-Мурманский край. 1932, N7-8.
№ 7—8 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 11 раскрыла свои недры под ударами аммонала. Сверху люди •кажутся муравьями— так их много и так напряженно они работают. Надвоицы славились своими водопадами. Они отмечены в туристских справочниках, и туристы действительно по сещали их. На седых, обомшелых камнях оставлены следы человеческого любопытства: „Муся и Коля, июль 1928 го- ду“, „Иван Пруссаков® и стишки: „О, водопад, ты так прекрасен, Что я в восторге. Сеня Басин®. ...Справочники придется перечеркнуть. Безвестные Му ся, Коля и Сеня старались зря. Надвоицкие водопады по гибли на веки, река Выг, вытекающая из озера, перегоро жена плотинами и отдает свои воды обратно озеру. Те ее воды, какие окажутся излишними, пойдут по другому руслу. Неподалеко от Надвоиц построено в своем роде ис ключительное сооружение— так называемая Дубровская дамба. Ее задача — сдерживать напор вод Выгского озера. Когда едешь вдоль этой ужз законченной дамбы, то не вольно приходит в голову сравнение с Великой Китай ской стеной. Дамба тянется на 3V2 километра. Объем работ этого сооружения— 500 000 кубометров. Она будет сдерживать 51 / 2 миллиардов кубометров воды. Выг смо трит на нее разъяренным взглядом. В бурю он бешено атакует ее своими волнами. Дубровская дамба для него — самое главное препятствие. 3.000 человек в 100 дней построили дамбу. Качество этого сооружения таково, что авторитетная комиссия Научно-исследовательскаго инсти тута гидротехники, посетившая эту дамбу, посетившая специально в поисках дефектов, принуждена была рас сыпаться в комплиментах и оставить следующее свиде тельство своего восхищения: „Вызванная начальником строительств комиссия На- учно-исследовательского института гидротехники, посетив совместно с работниками Белморстроя Дубровскую дамбу, считает это сооружение одним из интереснейших и луч ших по исполнению. Эта дамба, несомненно, подлежит научному исследованию, дабы опыт этой постройки мог быть широко исследован для других строек Союза®. В двадцати километрах от Надвоиц — у Шаваньского озера— создается шаваньский узел. Несомненно, самое за мечательное из этих сооружений—деревянная шаваньская водопропускная плотина. Тело ее сковано железными об ручами. Ее очертания круглы и напоминают гигантское бревно, положенное поперек реки. Вода будет самосто ятельно переливаться через эту плотину, но только и з быточная вода. Остальную массу плотина будет сдержи вать своими могучими плечами! Минуем узлы пзла-коржский и маткожненский, с их шлюзами, с их плотинами и дамбами. Перенесемся мыс ленно в Сороку, 'гуда, где кончается канал и начинается белесая гладь Белого моря, гладь, испещренная рифами и мелями, привлекающими взгляд путешественника и ко варными для моряка. Сорока утопает в топях. Раньше, до постройки канала, здесь были только зимние дороги. Л е том жители передвигались „по кладочкам" с постоянным риском провалиться в трясину. Теперь здесь возникли до роги. Они расходятся в стороны от Сороки и приводят к старому поморскому селу Шижня и к выгостровскому узлу. Здесь река Выг, ликвидированная у Надвоиц и Ша- вани, вновь набирается сил и бурлит с большим оже сточением. Здесь часты туманы, набегающие с моря, час ты дожди, много грязи, и работа здесь особенно трудна. Но уже почти сделан последний по счету шлюз, уже сооружена водопропускная плотина у села Выгострова, и к годовщине Октября Сорока также заявит о своей полной готовности. Спешно разбирается церковь в Ши- жне, спешно переносятся дома — Шижня принимает дру гие очертания. Много шижневских поморов плавает на судах дальнего плавания у берегов Норвегии и Шпиц бергена лоцманами и капитанами. Когда кончится нави гация и они вернутся домой, то будут сильно ошело млены переменами в своем заброшенном на край света селе. ... Сейчас с севера исподволь подкрадывается зима. Строители спешат. Бетонщики „вкладывают® с особен ным старанием, ибо бетонные работы в мороз делать го раздо труднее. Всюду веют плакаты и лозунги, призыва ющие строителей к усиленной работе: темпы, темпы, зима не ждет! Но зиме не удастся застать строителей канала врасплох. К зиме канал будет сооружен! ... Раньше повенецкие жители говорили: „Повенец — всему свету конец". Теперь пущена в обиход другая крылатая фраза, фраза звучащая гордо. „Повенец — ка налу венец“ . * ** Значение канала чрезвычайно велико. Он является удоб нейшим путем из Ленинграда в Белое море. Большие суда будут избавлены от необходимости» совершать круговое движение вокруг берегов Скандинавии, ибо к их услугам прямой, кратчайший путь. Карелия бедна сплавными ре ками ,— теперь лес пойдет по каналу. Мурманская желез ная дорога уделит ему немалую часть своего грузопотока. Хибинские апатиты и печорский уголь получают удоб ный путь для своего движения к заводским центрам. Мало исследованные недра карельской земли выдадут „на гора" свои богатства, и богатства эти также пойдут по каналу. Беломорско-Балтийский канал преобразит Карелию, даст новый огромный толчок для развития ее производитель ных сил. Небывалые темпы и великолепное качество сооружений при необычайно трудных природных условиях строитель ства способны вызвать чувства удивления и восхищения. Сами строители, пораженные результатом своего напря женного и величественнаго труда, называют канал „чу дом на Выге®. Действительно, это чудо! В пятнадцатую годовщину Октябрьской революции Карельская республика получает от Советского Союза ценнейший подарок — Беломорско-Балтийский канал э. А. ГЮЛЛИНГ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz