Карело-Мурманский край. 1932, N7-8.
10 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 7—8 „Мы идем вперед ускоренным темпом, догоняя в технико-экономическом отношении передовые капиталистические страны “ с т а л и и нос рыбопромышленникам, привыкшим получать бело морскую рыбу зимой, по санному пути. Словом, путь этот был известен давно, но в царское время создать' здесь водный тракт, построить канал, построить кратчайшую прямую не сумели. Создавались отдельные робкие планы и проекты, но дальше этого дело не шло. В 1858 году архангельский губернатор Арендаренко воз будил ходатайство о постройке канала „в виду того, что путь составляет преобладающее желание жителей Оло нецкого края“. Ответа на это „преобладающее желание" не последовало. В 1868 году „общество частных капи талистов" начало производить изыскания под руковод ством проф. Иностранцева, но изыскания пришлось прер вать, ибо правительство не утвердило устав общества. Повенецкие жители писали докладную записку олонецкому губернатору Григорьеву, — безрезультатно. Олонецкое земство ставило вэпрос, — безрезультатно. Съезд деяте лей по водным путям, состоявшийся в 1901 г., вынес благоприятную резолюцию по докладу прзф. Тимонова „о постройке глубоководного балтийско-беломорского водного пути для плавания морских судов1,— результата никакого! Депутат Шидловский в 1915 г. ставил во трос в Государственной думе о постройке канала,— ничего! Царское правительство было бессильно осуществить по стройку грандиозного водного пути. Этот водный путь действительно грандиозен. Такое определение может с первого взгляда показаться преуве личенным. Помилуйте, есть озера, связанные между собой реками. Надо только прорыть перемычки, эти самые ста ринные ушкуйницкие волоки, и путь готов. На самом деле все обстоит куда сложнее. Если реки Повенчанка, Телекинка и Выг были судоходны для стру гов новгородцев и лодок Спарка, то современные суда не смогут сделать по ним и двух шагов. Волоком ны нешние суда также не протащишь, ибо их конструкция никак не похожа на конструкцию плоскодонных петров ских фрегатов. Уровень воды в озерах также часто не высок, в особенности летом, когда усиленно припекает незаходящее северное солнце. Можно плыть по озеру Выг, раскинувшемуся на сто верст вокруг, но дальше... дальше пути нет! Водный тракт можно было создать двояко: или рыгь все сплошь, углубляя фарватера встречающихся рек и озер, или поднимать их уровень, сооружая плотины, дамбы, шлюзы. Второе разрешение легче, проще и, следовательно, целесообразнее. Именно так и сооружается великий водный путь из Белого моря в Онежское озеро и, следовательно, в Балтийское море. Для того, чтобы построить все эти сооружения, нужно произвести огромные работы. Вот цифры, характеризующие размах работ, цифры, способные ошеломить: количество скальных работ—1.800.000 кубо метров, грунтовых 6.700.000 кубометроз, насыпных— 4.800.000 кубических метров, бетонных— 334.000 куб., ряжевых — 928.000 кубометров, засыпка ряжей—660.000 кубометров. Эго больше Днепростроя, больше пресловутого Па намского канала, больше Суэца. Но Суэцкий канал строился 10 лет (протяжение его— 164 км) Панамский— 9 лет (протяжение—82 км). Дне- прострой — 5 лет, а Беломорско-Балтийский канал будет построен в год (протяжение — 226 км). В декабре 1931 г. пришли люди с топорами и пилами, стали возить лес, весной и летом шла бешеная стройка. К 7 ноября 1932 г. канал будет в основном закончен, и с начала навигации 1933 г. по каналу пойдут суда. 300 дней напряженной работы, и канал готов. Город Повенец прикурнул у берегов Онежского озера. Лес подошел вплотную к его заборам. На озере часто случаются штормы, и тогда Повенец целиком во власти ветра, тогда волны треплют суденышки, стоящие на при чалах у пристаней, и люди, идя по улицам, гнутся в три погибели. У Повенца начинается так называемая „повен 1 анская лестница". Речка Повенчанка спускается с горы. Раньше она ворочала камни, шумела и этим развлекала повенец- ких обитателей. Теперь она умолкла навсегда. Построе ны шлюзы. Часть из них готова полностью, часть оде вается в ряжи. С помощью этих шлюзов судно поднимется на высоту 76 метров, затем пройдет по 6-километровому водораздельному каналу, вырытому в скале, в дьявольски трудном грунте, и затем начнет спускаться к северу, к Бе лому морю. На водоразделе можно наблюдать, как земля надламывается на двое, и ручьи, стекающие на юг, сменя ются ручьями, текущими на север. Цепочка озер встре чает канал радушными объятиями. Множество поэтов посвящали свои стихи красотам альпийских озер, но никто еще не описал чарующей прелести Волозера, Торосозера, Маткозера, Телекиноозера. Они застыли в зеленой чаще лесов Карельские деревушки недаром засматриваются в их голубую гладь. Сейчас этот озерный, лесной покой взболтан и взорван. Две больших дамбы поднимают уро вень озерных вод и одновременно сдерживают их напор Деревня Телекино перенесена на два километра в сторону. Великан в семье озер — Выг — раскинулся на доб рые сто километров. 400 о:тровов приютились на его поверхности. Их приют непрочен. Значительная часть ост ровов исчезнет под водой, ибо по окончании работ озеро Выг поднимется. С?йчас тысячи людей свозят лес, обре ченный на затопление. Ни одного бревна не отдать в жертву стихии—такова задача! Уже сейчас Выг набух, набряк. У старинного села Надвоицы, где когда-то делали при вал английские негоцианты Соузен и Спарк сооружа ются мощные плотины. Одна из них уже целиком закон чена, выложена дерном, и буквы „окно в мир® прико вывают взор. Тысячи людей и сотни подвод работают над сооружением этих плотич. Надо построить так, чтоб избыток вод тек, как послушное стадо, только через водоспускную плотину. Если взобраться на плотину, то откроется вид на сооружаемый щлюз. Сплошная скала
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz