Карело-Мурманский край. 1932, N5-6.

68 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 5—6 сти и необходимости подкорма оленей во время работы в транспорте. Особенностью оленьего транспорта, его главным пре­ имуществом и одновременно с этим недостатком является базирование исключительно на естественный подножный корм — ягель, который олени выкапывают из-под снега во время остановок для отдыха и кормежки. С одной стороны это удешевляет работу транспорта и делает его независимым от привозных кормов, с другой стороны это уменьшает работоспособность оленя и ставит транспортные пути и их провозоспособность в зависимость от величины запасов ягеля и их распределения по мест­ ности: в местности, бедной ягелем, олений транспорт не может удовлетворительно работать, не может он нор­ мально работать, если ягель в силу каких-либо причин (очень глубокие снега, гололедица) становится трудно­ доступным для оленя. Вопрос с оленьим транспортом обстоит на Кольском полуострове чрезвычайно остро. Необычайное оживле­ ние хозяйственной жизни округа, развитие промышлен­ ности на Мурмане и его индустриализация предъявляют к оленьему транспорту повышенные требования, с кото­ рыми он оказался в 1931/32 г. не в состоянии спра­ виться. Несмотря на богатство Кольского полуострова ягелем, запасы его распределены неравномерно, сильно выбиты или уничтожены пожаром около многих населенных и промышленных пунктов, что обрекает оленей во время ра оты в транспорте часто на безкормицу. Часть важных транспортных путей проходит по местности, сравнительно бедной ягелем, который к тому же из года в год все сильнее выбивается оленями на местах кормежки. Добывание ягеля из-под снега, особенно при глубоком или плотном снеге, требует от оленя затраты значитель­ ного количества энергии и вызывает длительные оста­ новки для кормежки, -— в ином случае олень после одной-двух поездок становится неработоспособным до конца зимы. Все это в огромной степени понижает работоспособность оленьего транспорта. Количество ездовых оленей ограничено, увеличивать же его и за счет этого повышать провозоспособность оленьего транспорта нерационально, так как это можно сделать лишь за счет уменьшения количества важенок и, следовательно, за счет приплода и прироста стада, а это идет вразрез с нашей основной задачей — возможно быстрее увеличить поголовье оленьего стада и таким образом добиться увеличения товарной продукции оленоводства. Следовательно, для увеличения работоспособности оленьего транспорта, что имеет для Мурманского округа с его быстро-растущей промышленностью весьма акту­ альное значение, необходимо прибегнуть к каким - то иным мерам, и среди них наиболее действительной дол­ жен оказаться подкорм оленя сеном и концентрирован­ ными кормами. На основании многочисленных наблюдений можно утверждать, что олени очень легко и быстро приучаются есть сено, овес и хлеб. Есть целый ряд отдельных при­ меров вполне удачного подкорма оленей этими кормами во время работы. Подкорм оленей во время работы в транспорте должен дать следующие положительные результаты: 1. Повышение суммарной работоспособности олень­ его транспорта и повышение провозоспособности без увеличения количества упряжных оленей. 2. Увеличение скорости перевозок, так как сокраща­ ется время остановок для кормежки. 3. Бесперебойная работа в местности, бедной ягелем, или же в случае глубокого снега или гололедицы. 4. Возможность добиться большого грузопотока по отдельным транспортным путям, независимо от богат­ ства их ягелем. 5. Меньшее истощение и отход оленей в результате работы в транспорте. Вполне естественно, что при этом предполагается не полный перевод оленей с ягеля на сено и концентриро­ ванный корм, а лишь подкорм оленей ими, причем основным кормом остается все-таки ягель. Весьма важно подкормить оленя при отсутствии достаточного количества ягеля или же при трудной его доступности. Точно так же это может оказаться весьма полезным при требовании от оленьего транспорта повы­ шенной скорости и при усиленной работе оленей, даже при наличии достаточного количества ягеля. Такое комбинированное питание оленей при работе (ягель — основной корм и подкорм сеном и концентри­ рованными кормами в необходимые моменты) сохранит почти полностью все достоинства оленьего транспорта, уничтожит его основные недостатки и повысит его работоспособность. Разрешение проблемы гужевого транспорта в Мурман­ ском округе является весьма актуальной задачей, связан­ ной с нормальным хозяйственным развитием округа в тех темпах, как это намечается контрольными цифрами второй пятилетки. Подкорм же оленей несомненно повысит работоспо­ собность оленьего транспорта и тем самым будет содейство­ вать ликвидации создавшегося обостренного положения с гужевыми перевозками. Поэтому необходимо немедленно поставить в широком масштабе опыты подкорма оленей во время работы, чтобы в ближайшем времени ввести необходимые мероприятия в повседевную практику оленьего транспорта. Это тем [более важно, что по мере индустриализации других наших северных окраин там несомненно соз­ дается, а местами уже создалось такое же обостренное положение с оленьим транспортом, как это намечается сейчас на Мурмане, и опыт Мурманского округа может быть использован и ими. А . С. Салазкин.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz