Карело-Мурманский край. 1932, N5-6.
44 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 5 - 6 Общее протяжение водных путей в эксплоатируемых массивах Кольского полуострова исчисляется в 3 821,5 км, из коих сплавное значение имеет 2 390 км . Характерной особенностью рек Мурманского округа является их поро жистость, наличие двойных русел и бурный' характер течения с большими падениями воды. Все это крайне затрудняет и удорожает сплав древесины. Согласно сметной калькуляции Желлеса на основные операции по лесозаготовкам, удельный вес стоимости сплавных операций для бревенного леса составляет: по Имандровскому р а й о н у .............................34% „ Беломорскому........................................................40 Н „ Кольскому..................................................52% Эти цифры с достаточной убедительностью доказы вают, что улучшение условий сплава должно иметь доминирующее значение для снижения себестоимости древесины. Речные пути Кольского полуострова часто перемежа ются озерами, через которые сплавляемая древесина переводится кошелями и затем вновь распускается при вхождении в вытекающую из озера реку. Наиболее слож ным по сплаву является Имандровский район, вследствие обилия встречающихся на пути следования древесины озер. Перевод кошелей через озера в огромном большин стве случаев производится первобытным способом при помощи ворота людской тягой, при людской и конной тяге кошели можно вести только в совершенно тихую погоду, при малейшем же ветре кошели теряют способ ность управляться и тогда их наносит на мели, под водные камни и они должны отстаиваться у берегов до наступления тихой погоды. Несомненно, что полное от сутствие механической тяги через озера крайне заме дляет и удорожает сплав и требует излишнего расхода рабочей силы. По опьпным данным в Карелии сравни тельная стоимость перетяжки леса через озера дает следующие показатели: людской тягой вручную—0,33 коп., лошадиной силой—0,25 коп., пароходом—0,05 коп. и вар- повальной лодкой — 0,03 коп. Таким образом, с т о и м о с т ь р а б о т в а р п о в а л ь н ы м и л о д к а м и в 11 р а з д е ш е в л е , ч е м в р у ч н у ю . Введение механизи рованной перетяжки, ускоряя весь процесс сплава, одно временно увеличит и пропускную способность рек, давая возможность использовать межозерные соединения в пе риод наибольшего половодья. В значительной степени механизация может быть применена в конечных пунктах приплава древесины, из коих главнейшими являются горловина Кольского залива, восточное побережье Имандровского озера у ст. Зашеек и устье р. Умбы вместе с Порьей Губой, где или име ются или вновь проектируются лесопильные заводы. В этих пунктах должны быть установлены элеваторы, тракторные лебедки, дроворезные и шпалорезные станки, транспортеры для погрузки дров в количествах, потреб ных для полной механизации выгрузочно-разгрузочных работ. Кроме того, для перевода ‘ кошелей и плотов из устья Умбы, Варзуги и Кузреки в Порыо Губу к бирже завода необходимо иметь не менее 3 буксирных паро ходов и 2 разъездных моторных лодок. Буксир и мотор ная лодка должны быть для той же цели и в Кольском заливе. Потребность в рабочей и гужевой силе Правильное разрешение вопроса обеспечения рабочей и гужевой силой лесозаготовительных работ, наряду с механизацией и рационализацией трудовых процессов, повсеместно предопределяет успешность выполнения про грамм. В условиях же Мурманского округа, при необ ходимости завоза рабсилы из отдаленных районов, не приспособленности навербованных рабочих к суровым климатическим условиям Кольского полуострова в глу хих оторванных от местных центров районах, при отсут ствии налаженной связи — этот вопрос приобретает определенное решающее значение. Перечисленные неблаго приятные условия, при существующей системе вербовки сезонной рабочей силы, создают огромную текучесть ее, составляющую в среднем до 50°/0. Для изжития этого явления необходимо улучшить жилищно-бытовые усло вия для сезонных рабочих и их культурное обслужива ние, а в основном немедленно же приступить к созданию постоянных кадров лесных рабочих путем колонизации глубинных районов, имея в виду конечную цель полного обеспечения местной рабсилой всех лесозаготовительных процессов. При подсчете потребной рабочей и гужевой силы для выполнения лесозаготовительной программы в 1 600 тыс. плотных ликвидных куб. м в условиях Мурманского округа можно исходить из следующих положений. При исчисленных выше нормах заготовки 3,5 и вывозки 4,5 куб. м в день, продолжительность сезона, при условии создания постоянных кадров, определяется в 175рабоч. дней по заготовке и 1 2 0 --по вывозке. Сплав ные операции, а также выгрузка и разделка древесины в пунктах приплава будут выполняться рабгужсилой, на значаемой для операций по заготовке и вывозке. На подсобные работы: местный транспорт, очистку лесосек, охрану, обслуживание начисляется 15°/0 от рабсилы, ис численной на заготовку и вывозку. В соответствии с этим по отдельным лесоэкономи ческим районам, которые и являются леспромхозами, с переводом задания на неликвидную древесину, потреб ность в рабочей силе на лесозаготовительные операции определяется следующим образом. В Кольском районе при задании в 600 тыс. куб. м потребуется 2 300 чел., в Имандровском при задании в 800 тыс. куб. м — 3 000 чел. и в Беломорском при задании в 400 тыс. куб. м — 1 500 чел. Всего для всех районов 6 800 чел., а с учетом неизбежных в процессе работ простоев и отпусков — 7 000 чел. Но, кроме лесозаготовительных работ, необходимо учесть потребную рабочую силу для проектируемых лесопильных и лесохимических производств. Эта потреб ность может быть определена цифрою в 2 600 чел. Сверх того, для заготовки и доставки сырья и то плива для лесохимических предприятий в количестве 655 тыс. складск. куб. м (420 тыс. плотн.) — 2 000 чел. Итого — 4 600 чел. Из них — 3 500 чел. для лесохими ческих производств потребуется не ранее 1934— 1935 г. В глубинные лесные районы по произведенному выше подсчету необходимо 7 000 чел.; промышленное пересе ление в эти районы возможно осуществить на базе создания лесосовхозов с молочно-животноводческим укло ном. Необходимая для этого кормовая база должна составлять не менее 10 000 га. Эта площадь луговых пространств может быть получена путем мелиорации имеющихся больших болотных пространств типа осоко во-сфагновых. Наиболее удобными местами для пересе ления Кольской экономической экспедицией отмечались: в Кольском районе по берегам среднего течения р. Бузы, по р. Гирвасу в 15— 20 км от истока ее, по западному и восточному берегам оз. Гирвас, по берегу Нотозера при впадении в него р. Паучи, по берегам рек Печи
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz