Карело-Мурманский край. 1932, N5-6.

26 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 5—6 воздуходувной машины завода Арбога и небольшого водяного колеса, ныне совершенно разрушенного. Если необходимо ремонтировать плотину, то следует исполь­ зовать всю мощность водопада в 700 лош. сил и изли­ шек энергии передать другим потребителям-— на лесо­ заготовки, лесоразделку и для нужд местного комму­ нального хозяйства. Капитальная перестройка плотины вызовет значитель­ ное промедление пуска всего завода, поэтому следует, не оставляя мысли о рациональной перестройке плотины, о т л о ж и т ь е е р е м о н т , исправив лишь проездные мосты через плотину, а д л я д е й с т в и я о д н о й д о м н ы приобрести л о к о м о б и л ь в с т о с и л и в е н т и л я ­ т о р для дутья. После ремонта плотины и установки новых двигателей стосильный локомобиль всегда найдет себе выгодное применение и не останется без использования. Но эта мысль не нашла поддержки среди прочих това­ рищей бригады, обследовавших Сеговецкий завод и сто­ ящих за немедленный ремонт старой плотины и всех ее устройств и гидравлических приемников. Я не останавливаюсь на описании прочих частей вет­ хого Сеговецкого завода, так как они описаны уже инженером Гловинским. Важным считаю отметить лишь, что старая уродливая домна № 1 , без горячего дутья и отвода газов, хорошо сохранившаяся и вновь в 1901 году отремонтированная, может быть н е м е д л е н н о вновь з а д у т а , если будет воздуходувка, и сможет давать ежедневно до 7,5 тонн в сутки. Руды есть в наличии на рудниках и легко могут быть сплавлены до завода, а уголь на первое время придется выжигать в к у ч а х , вблизи завода. Таким путем мы всего скорее получим п е р в ы е п а р ­ т и и с е г о в е ц к о г о к о в к о г о и л и т е й н о г о ч у ­ г у н а и будем продолжать восстановление прочих частей Сеговецкого завода и его капитальный ремонт по устано­ вленной программе. Исчисленные инж. Гловинским затраты на восстановле­ ние Сеговецкого завода (850 ООО р.) по нашему осмотру в натуре являются сильно п р е у м е н ь ш е н н ы м и (по плотине, по лесохимии, по транспортным путям до завода) и даже не предусматривают организации угле­ жжения. Поэтому обследовательская бригада высказалась за необходимость немедленного ассигнования на восста­ новление Сеговецкого завода по заданной сокращенной программе о д н о г о м и л л и о н а р у б л е й и тогда размер амортизационного п о г а ш е н и я н а т о н н у 1 ООО ООО „ , . ч у г у н а выразится: 3000 = около 34 руб., что дает стоимость Сеговецкого чугуна (исчислено инж. Гло­ винским) в 78 р. за тонну плюс амортизация== 7 8 -)-3 4 = = 112 руб. франко-завод. Так как ныне стоимость ков­ кого чугуна в несколько раз превышает эту сумму, то очевидно, что скорейшая затрата на Сеговецкий завод одного миллиона рублей весьма рентабельна и требует скорейшего разрешения, чтобы ныне же осенью (по­ следний квартал 1932 года) можно было приступить к осуществлению этого срочного дела. Существовавшее ранее убеждение о дороговизне дров и недостаточности лесных запасов для постановки круп­ ного металлургического предприятия на Сеговецком озере ныне теряет всякое значение вследствие утилизации исключительно лесных отбросов на выжог угля с обяза­ тельным отъемом всех жидких и прочих продуктов раз­ ложения древесины. Вокруг завода имеется масса п е р е ­ с т о й н о й и в а л е ж н о й древесины, преимущественно лиственных пород, дающих высокие выходы древесного спирта, уксусной кислоты и проч., так что при таком к о м б и н и р о в а н н о м и с п о л ь з о в а н и и березовой и осиновой древесины уголь несомненно будет д е ш е в , особенно в тепловиках Ижевского, работающих на сухих дровах. Важно также иметь на заводе углевыжигательный аппарат, утилизирующий сучья и ветви деревьев и спе­ циально измельченный материал, превращая их совместно с другими отбросами в у г о л ь , которым может питаться местный а в т о - т р а н с п о р т , в случае переделки его на г а з о в с а с ы в а ю щ и е у с т а н о в к и 1. На Сеговецком заводе легко можно будет установить питание углем автотранспорта и газовсасывающих автомобилей и тем положить начало замене дорогого п р и в о з н о г о б е н ­ з и н а т в е р д ы м древесным у г л е м . Только комбинирование лесохимической промышлен­ ности с Сеговецким углежжением даст те экономические результаты, к о т о р ы е ч р е з в ы ч а й н о у д е ш е в я т п р о и з в о д с т в о и в то же время дадут стране столь дефицитные и важные продукты, как а ц е т о н , м е т и ­ л о в ы й с п и р т и даже столовый у к с у с . Лесохимиче­ ская промышленность в Карелии, вместо того, чтобы бесконечно топтаться на устаревших и чрезвычайно трудоемких кустарных и полукустарных промыслах, должна быть развернута в самом широком масштабе. Ставка на высокую технику и индустриализацию, взятая нами по всему народному хозяйству, должна найти отра­ жение в восстановлении Сеговецкого металлургического и на его базе — лесохимического завода. Восстановление Сеговецкого завода ради выплавки ковкого чугуна и создание в нем центра лесохимической промышленности, на базе восстановления гидравлической станции и полного использования сеговецкого п а д у н а , положит начало огромному к у л ь т у р н о м у п р е о б - р а з о в а н и ю р а й о н а и развитию в нем р я д а н о в ы х п р о м ы с л о в . Таким образом, создаются все условия для н е м е д ­ л е н н о г о и с к о р е й ш е г о восстановления Сеговец­ кого завода, вполне о б е с п е ч е н н о г о р у д о ю , л е с о м и удачными транспортными условиями, при небольшом лишь их переконструировании и дополнении. Горный инженер А . Левитский. 1 Опытная работа в этом направлении ведется КНИИ и резуль­ таты ее будут в ближайшем времени освещены на страницах „Кар.-Мур. Края*.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz