Карело-Мурманский край. 1932, N5-6.
№ 5—6 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 25 За восстановление Сеговецкого завода в Карелии Мысль о восстановлении Сеговецкого чугуноплавиль ного завода восходит к 1919 г. и еще в 1930 г. в № 12 „Карело-Мурманского Края“ за 1930 г. в статье Н. С. „ Т а й н а С е г о в е ц к о г о з а в о д а " был поставлен вопрос: на что можно рассчитывать, развивая Сеговецкий завод, причем мои замечания к этой статье сводились к утверждению — убыточности производства по безруд- ности, дороговизне горючего, ветхости завода и проч. Ныне вопрос о восстановлении Сеговецкого завода снова поднят рабочими ленинградского завода „Боль шевик", испытывающего большой недостаток в к о в к о м ч у г у н е . Пролетарская общественность завода обратилась к мысли — восстановить возможно срочно какой-либо из закрытых доменных заводов Карелии, чтобы обес- обеспечить получение от 100 до 250 т о н н к о в к о г о ч у г у н а в месяц или д о 3 000 т о н н в г од. Сеговецкая доменная печь была только что о т р е м о н т и р о в а н а п е р е д о с т а н о в к о й з а в о д а в 1901 году и после того не была использована. Для получения к о в к о г о ч у г у н а нужен исклю чительно д р е в е с н ы й у г о л ь и чистые, л е г к о в о с с т а н о в и м ы е безфосфористые р у д ы , к каким отно сится большинство озерных руд. Таким образом, Сего вецкий завод, будучи наскоро отремонтирован, вполне удовлетворяет заданной программе действия. Экономи ческая сторона производства, т. е. с е б е с т о и м о с т ь ч у г у н а , на первые годы не имеет решающего значения, лишь бы иметь с в о й к о в к и й ч у г у н и не зависеть от заграничного чугуна, дошедшего до 480 р у б . тонна в Москве. Развитие же производства и потребления ковкого чугуна в сельскохозяйственном машиностроении, авто строении и других производствах — гигантски растет и все время увеличивается. Обеспеченность завода рудою с каждым годом увели чивается благодаря разведкам и уже теперь обеспечивает амортизацию завода даже на более крупное производ ство, нежели намеченное рабочей бригадой завода „Боль шевик”. Я считаю необходимым изложить здесь соображения, которые склонили меня, убежденного многолетнего п р о т и в н и к а ц е л е с о о б р а з н о с т и в о с с т а н о в л е н и я Сеговецкого завода, пересмотреть и изменить точку зре ния в этом вопросе. Новая постановка вопроса меня заинтересовала тем, что она открывала целый ряд орга низационных вопросов по р у д о х о з я й с т в у , л е с о - э к с п л о а т а ц и и и л е с о х и м и и , комбинационное разрешение которых создавало в будущем огромные вы годы и удешевление всего производства (см. мою статью „О Сеговецком заводе" в № 4— 5 „ К а р е л о - М у р м а н - с к о г о К р а я " за 1928 г.). Наконец, и это самое главное, всеми противниками восста новления Сеговецкогозавода совершенно не учитывалось по литическое значение возобновления его деятельности. Мы задавались постройкой заводов-колоссов на юге России и не обращали внимания на мелкие и малопроизводительные за воды на Урале и в других пунктах СССР. Умерший проф. В. Н. Л и п и н считал необходимым все средства страны употреблять исключительно на более мощные уральские и южные заводы, „н е о т р ы в а я ч а с т ь их н а м е л к и е к у с т а р н ы е з а в о д ы С е в е р а Р о с с и и " , Все эти (и многие другие) соображения ныне привели меня к убеждению о необходимости и важности скорей шего возобновления Сеговецкого завода н а в ы п л а в к у исключительно к о в к о г о ч у г у н а для потребностей завода „Большевик". При задании на первые годы выплавкой чугуна до 3000 т о н н в год п о т р е б у е т с я в с е г о о к о л о 10 000 т о н н р у д ы . Это количество легко может быть сплавлено по р. Соне из ближайших разведанных рудоносных озер. У г л я д р е в е с н о г о потребуется из отходов лесозаготовок, или остатков лесопильного производства, всего около 25000 к у б о м е т р о в , которые при рациональном углежжении, с отъемом всех жидких и газообразных продуктов, дадут дешевый у г о л ь , г а з ы и жидкие (смольные) с г у щ а е м ы е продукты, содержащие древесный спирг и уксус ную кислоту. Таким образом, на Сеговецком заводе всего скорее может быть установлена сухая перегонка древе сины с отъемом всех продуктов разложения. Лучшим аппаратом для этой цели явится т е п л о в и к проф. И ж е в с к о г о , 1 испытываемый ныне Всесоюзным Москов ским Теплотехническим Институтом, но можно поставить и печи Грум-Гржимайло, печи Аминова или Гаккенстрема. Потребуется три тепловика или три печи прочих систем с отъемом жидких продуктов. Во вновь составленной пятилетке 1933 — 37 гг. Кареллеса, в которую введены новые доменные заводы — Пудожгорский, Повенецкий и Туломозерский, н е т н и к а к и х у к а з а н и й , что углежжение на новопро- ектируемых заводах будет сопровождаться отъемом всех продуктов разложения. Поэтому скорейшая рациональная постановка углежжения на Сеговецком заводе будет весьма показательна и для всех прочих заводов, коле блющихся в выборе приборов для переугливания отбро сов древесины, идущей в коксование. Наибольшее затруднение в скорейшем пуске Сего вецкого завода составляет п л о т и н а и гидротехниче ские с о о р у ж е н и я , совершенно сгнившие и разрушен ные. Плотину необходимо в о з о б н о в л я т ь з а н о в о , а это потребует затрат около 200—300 тысяч рублей и времени. Деревянная ряжевая, заполненная камнями п л о т и н а заграждает только верхнюю часть широкого левого про тока водопада С е г о в е ц, оставляя правую часть совер шенно свободной для пропуска судов, плотов и бревен. Эта левая часть русла реки Соны сплошь заграждена крупными камнями, на которых и расположены сливные мосты, а небольшая часть левого берега занята о т к р ы т ым д л и н н ы м д е р е в я н н ы м л а р е м , ведущим воду к гидравлическим двигателям и выпускающим отрабо танную воду в каменистое русло, б е з и с п о л ь з о в а н и я д а л ь н е й ш е г о п а д е н и я в о д ы . Таким образом, и с п о л ь з у е т с я т о л ь к о н е к о т о р а я н е б о л ь ш а я ч а с т ь Сеговецкого в о д о п а д а , а остальная, значительно большая, стекает бесполезно. При таких условиях ремон тировать плотину в старой ее форме явно нерационально. По литературным данным, С е г о в е ц к и й порог (водо пад) р. Соны, образующей здесь крутой поворот под прямым углом, обладает мощностью в 700 лош. сил, а заводом использовалось едва 150 с и л для турбины 1 См. № 5—6 „Кар.-Мурм. Кр.“ за 1931 г , стр. 54—55 и заключение В. Теплотехнического Института в Москве,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz