Карело-Мурманский край. 1932, N3-4.
72 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 3 - 4 замечено и о них сделано надлежащее предупреждение. Конечно, изменить их напор человечество еще не может, но может установить более или менее точно место и время их появления. Н о мы указали здесь только на один из многих феноменов. Колебания температур мощных морских течений, как, например, Гольфштрема, тоже отражаются в сильнейшей степени на том или ином режиме погоды в Европе. Граница полярных льдов, раз личие условий ледяного покрова, дрейф полярных льдов и т. д. тоже имеют огромнейшее влияние на изменение погоды в странах умеренных широт, а это отражается на урожайности, на условиях навигации в тех или иных приполярных областях и т. п. Сейчас уже установлено, что температура воздуха ленинградской зимы в значи тельной мере зависит от состояния льдов около Грен ландии весной того же года. Состояние атмосферы в при- атлантической части Арктики зимой находится в связи с количеством осадков следующей весной в центральной и юго-восточной областях СССР. Метеорология пока еще не стала точной наукой и мы можем только предполагать, сколько еще будет установлено разных зависимостей нашего климатического режима от тех или иных фено менов, имеющих место в полярных областях. Поэтому наблюдения постоянных полярных станций не являются просто собиранием сухого научного мате риала, который потом будет годами обрабатываться для последующего опубликования на бесстрастных страницах какого-нибудь сугубо „сухого" журнала. Эти наблюдения служат прямым и неотложным нуждам всего человече ства и в первую очередь жителям тех стран, которые расположены в умеренных широтах. Размеры нашей статьи не позволяют нам останавли ваться подробно на выяснении всех задач, которым дол жен будет служить Второй Международный Полярный Год. Мы укажем здесь лишь на то, что работа полярных станций даст возможность организовать более 1 планомерно и проведение наших постоянных карских экспедиций и решить проблему транспорта на всем протяжении нашего сибирского побережья. В самом деле: ледовые условия, меняющиеся каждый год, не изменились же к лучшему со времени Первого Международного Полярного Года, когда плавание Норденшельда на „В еге" считалось вы соким полвигом и проход судов через Карское море породил на азартную игру? А между тем теперь суда с импортными грузами ежегодно проходят из Англии в устье сибирских рек и во вторую пятилетку мы, на верное, будем свидетелями вывоза и ввоза, достигающего миллион тонн. Чем же это объясняется? Почему суровое Карское море стало так благоволить к советской тор говле? Объяснение мы находим в успехах науки и в раз витии техники. Суда не идут теперь в Карское море на авось, как прежде. Ледовые условия известны им заранее, кроме того на службу мореплаванию призвана и авиация, и наши аэропланы, яроизводя воздушные разведки, могут заранее указать, каким путем следует итти, чтобы из бежать тяжелых льдов. Воздушный транспорт тоже обслуживается полярными станциями. Дирижаблю суждено сказать свое решительное слово в деле установления постоянных трансполярных рейсов. Можно надеяться, что вместо сибирского экспресса, который связывает страны Западной Европы с Китаем, Японией и даже Америкой, почтовое и пассажирское сообщение будет поддерживаться мощными дирижаблями, которые будут нуждаться в своевременном и полном освещении всех условий аэронавигации в полярных об ластях. И это освещение, эта постоянная и точная инфор мация становятся возможными благодаря службе радио станций, которые не знают никаких преград и позволяют проникать в самые таинственные области полярного мира, потому что и там человек не чувствует себя оди ноким, затерянным среди ледяного хаоса. Участие СССР в работах Второго Международного Полярного Года осуществлено решением Совнаркома от 2 0 мая 1 9 3 0 года. Страна Советов, не раздираемая экономическими кризисами, могла обещать свое д е я т е л ь н о е участие в международной работе и надеется полностью обеспечить свою поддержку. По первоначаль ному плану в проведении Второго Года должны были принять участие 44 различных страны. Но тяжелый кризис последнего времени заставил почти все страны пересмотреть свои программы и значительно урезать ассигнованные на работу средства. Только СССР не внес никаких изменений в свой первоначальный план, которые сводились бы к уменьшению первоначальной программы. Нами организуются следующие новые полярные станции: на о. Рудольфа (в архипелаге Земли Франца-Иосифа), на ледниковом покрове Новой Земли, на о. Белом, на мысе Челюскина, на м. Нордвик, в Сагастыре (на месте старой станции), в бухте Тикси (р. Лена), на о. Котель ном и на мысе Северном. Кроме того будут постоянные станции на мысе Желания и на о. Уединения. Участие СССР в работах Второго Полярного Года выразится не только в проведении ряда наблюдений на постоянных полярных станциях. Советские ученые при мут также участие в длительных экспедициях, из которых на первом плане стоит экспедиция по пути Норденшельда и Амундсена — плавание северо-восточным проходом, которым в обратном направлении прошел также и рус ский исследователь Вилькицкий. Эта экспедиция ставит своей целью пройтй вдоль берегов Сибири в один сезон, т. е., выйдя в конце июля — начале августа из Архангельска, притти во Владивосток еще в этом же году. Все возможности для этого у экспедиции есть. Но на всякий случай она снаряжается всем необходимым на полтора года. Как знать, что ей придется встретить на своем пути, на том пути, где все ее предшественники вынуждены были зимовать? На том пути, которым до сих пор прошло всего лишь три судна? Мы верим, что экспедиция закончит свое плавание в один сезон и еще в этом году расскажем читателям нашего журнала о новых достижениях советских поляр ных исследователей, М. А. Дьяконов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz