Карело-Мурманский край. 1932, N3-4.

42 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ М Й—4 районы в строго определенные сроки, связанные с опре­ деленными гидрологическими условиями. Но всего этого еще мало. Общий прогноз термического состояния всего Барен­ цова моря не устраняет необходимости оценивать ожи­ даемое состояние каждого из промысловых районов на данный год. С другой стороны, кроме сроков направ­ ления тральщиков, крайне интересно знать перспективы улова в данный сезон в данном районе. Попытки такого прогноза и, притом довольно удач­ ные (как, например, прогноз подхода сельди в 1931 г.), уже имели место со стороны Института, и Институт сейчас идет именно по этому пути. Однако, как легко уяснить из предыдущего, такой прогноз является весьма сложным, будучи обусловлен совокупностью не только гидрологических, но и динамических данных. Разработка соответствующих методов прогноза и является одной из важнейших задач Института на ближайший период. А. Соколов. Разведка рыбы в Баренцовом море I. ( Ход тралового промысла в Баренцовом море пока­ зывает периодические колебания уловов по месяцам; колебания эти сохраняются в течение многих лет. В ве- гооо кг. IZ 50 1500 4250 750 500 250л '%t Л N f) и ! \ ■ \ \ V ч ://\ \ \ \ • х ч \ \ ■А V [Л - / yv 'N - N A v ч .7 У ^ЧЛ. \ \ \ \ ч / г ' / / V ■/ I п m EZ 5 21 2П \7ГП Ж X а хп вого флота в эти моменты наибольших концентраций рыбы решает выполнение плана годовой добычи рыбы. В чем же заключается правильная расстановка сил тра­ лового флота? В первую очередь в хорошо налаженной промысло­ вой разведке. В настоящей статье мы хотим вкратце по­ делиться имеющимся у ГОИН'а опытом по разведке рыбы в южной части Баренцова моря, обратив главное внимание на западные районы, играющие основную роль во время весен­ ней путины (апрель-май). До 1931 года поисковые работы в Севгосрыбтресте шли самотеком. Каждый капитан на свой страх и риск искал рыбу. Пока траловый флот состоял из 2 0 — 2 5 единиц и на каждом судне был опытный капитан- промысловик, такое положение еще как-то было терпимо. Но когда траловый флот стал уси­ ленно расти, а число опытных капитанов оставалось почти од­ ним и тем же, то результаты этого самотека сказались с осо­ бой силой. Нам пришлось убе- Рис. 1. Колебания средних уловов за 1 чяс траления в южной части Баренцова моря по месяцам — январь —декабрь (I—XII). диться, что в отдельные мо- сенние месяцы наблюдается наиболее интенсивный под­ ход рыбы к промысловым .банкам ", наибольшие кон­ центрации ее и, следовательно, наибольшие уловы за час траления . 1 На кривых колебаний средних подъе­ мов за час траления по месяцам (рис. 1 ) мы видим, что из года в год в марте (III) месяце начинается подъем Промысла (уловов), который достигает своего максимума в апреле-мае (IV — V ). Затем начинается снижение уло­ вов, которое держится вплоть до ноября (X I), когда опять наблюдается некоторый подъем уловов, достига­ ющий своего второго максимума, но значительно мень­ шего, чем весной, в декабре-январе (X II— I) месяцах. В то время, как в апреле-мае мы имеем средние Подъ­ емы около 1 тонны, а нередко и выше, в остальное время года подъемы держатся около 0 ,5 тонны, а иногда спускаются и ниже . 2 Правильная расстановка сил трало- 1 Эти данные относятся к основным промысловым рай­ онам южной части Баренцова моря — к югу от 73° с. ш. 2 Колебание уловив по месяцам на Медвежинской банке см. в нашей статье „1 раловыйпромысол наМедвежинской банке', Кар.-Мур. Край № 1 — 2. 1932. менты весь флот занимался по­ исками рыбы и некоторые ка­ питаны по неопытности искали рыбу в заведомо непро­ мысловых районах. В 1931 году Севгосрыбтрест отка­ зался от этого самотека, выделив специальные поиско­ вые траулеры с наиболее опытными капитанами, как промысловиками, так и навигаторами. Но работа этих поисковых траулеров еще далеко не стоит на должной высоте, хотя к этому и имеются предпосылки. Какими же данными располагают капитаны поисковых трауле­ ров для ведения работ по разведке рыбы? Прежде всего мы довольно хорошо знаем рельеф дна Баренцова моря, без знания которого производить поисковую работу в Баренцовом море бь'ло бы почти невозможно. Мы имеем хорошие батиметрические карты Баренцова моря, изданные ГОИН‘ом совместно с Гидро­ графическим Управлением, на которых цифрши нане­ сены глубины и проведены изобаты через 5 0 метров. Эти карты позволяют капитану при поисках рыбы наиболее экономичными курсами обследовать склоны - завалы банок (район 2 0 0 м изобаты), вдоль которых, как известно, держатся наиболее густые косяки рыбы. При

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz