Карело-Мурманский край. 1932, N3-4.

26 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 3—4 ностей, было подробно освещено в докладах участников конференции. Главный интерес, конечно, вызвали сообщения о ходе работ по проектированию завода окиси алюминия в Кандалакше, а также о продолжающихся работах ГИПХ ’а по упрощению и усовершенствованию самой схемы про­ изводства. Существующая в настоящий момент кажется довольно сложной, но если сравнить ее со схемой получения окиси алюминия из бокситов, то они будут совершенно ана­ логичны. Несмотря на то, что проектирование завода окиси алюминия почти закончено, конференция отметила необ­ ходимость дальнейших исследовательских работ по изу­ чению вопросов о стойкости алюминатных растворов и получения окиси алюминия без обескремнивания. По форпроекту для завода предполагалось получить часть оборудования из-за границы на сумму около ЗИ млн. долларов, по последним же данным, сообщенным на конференции Гипрохимом, удалось совершенно отка­ заться от импорта, все оборудование будет сделано на заводах СССР. Использование нефелина идет тремя путями или— ис­ пользуется содержащаяся в нем кремнекислота (сили- когель, кожа), или глинозем (окись алюминия) или ще­ лочи (стекло). Работами во всех 3 направлениях выяснено, что помимо производства окиси алюминия из нефелина, для последнего имеется еще 2 3 дороги, ведущие в промы­ шленность. На этих путях нефелин испытывают, про­ буют с более или менее обнадеживающими результа­ тами. Уже на сегодняшний день ясно, что во всех 23 от­ раслях промышленности с одинаковым успехом нефелин не сможет быть применен. Если в керамике для северных областей вытеснение им полевого шпата уже очевидно, если для производ­ ства силикогеля нефелин является незаменимым сырьем, если опыты по применению нефелина для коагулирова­ ния воды, нефелинования почв, получения водоупорных тканей, пропитки древесины и пр. дают положительные результаты, то с другой стороны, нефелин в резиновой промышленности еще не нашел, несмотря на ряд опы­ тов, своего применения, получение из него ультрама­ рина является вопросом спорным, в сахарной промыш­ ленности на сегодня с ним пока успешно конкурирует известь, и наконец в стекольной промышленности, где, казалось бы, будущее нефелина обеспечено и где ряд заводов северных областей второй год работают на не­ фелиновом сырье, фактически нефелин применяется только благодаря острому дефициту в кондиционных щелочах. Таким образом, из всех теоретических возможностей предстоит окончательно выявить 2 — 3 ведущие отрасли промышленности, в которых, в конечном счете, он и бу­ дет использоваться. Но многочисленные опыты, прове­ денные с нефелином, не пропали даром. Нефелин толк­ нул технологическую мысль на новый путь изучения кремневых силикатов и заставляет сейчас пытаться при­ менить выработанную на нефелине методику и к другим минералам, не считавшимся до сих пор полезными ископаемыми, а именно к оливинам. Оливин это магне­ зиальный силикат с закисью железа, дающий при раз­ ложении кислотами такое же кремневое стекло, как в не­ фелине, с той однако разницей, что в нем щелочи за ­ менены магнием. Перспективы применения оливина, особенно в цемен­ тном и дорожном деле, достаточно широкие. Дебатировался на конференции и такой животрепе­ щущий вопрос, как работа обогатительной фабрики 1 -й очереди, особенно сильно интересующий местных работников-практиков. В работе фабрики за истекший период был ряд труд- ных моментов, которые не могли быть предусмотрены проектом, благодаря тому, что фабрика по обогащению апатитов является не только первой, но и единственной в мире. Большая часть неполадков произошла от недостато i- ной изученности свойств самой руды, особенно в мок- ром виде. Мокрая мелочь зимою смерзалась и забивала бункера, останавливая этим всю работу фабрики. К вопросам, требующим самых серьезных исследова­ тельских работ, относится и методика взятия средней ' пробы, не установленная до сих пор, что приводит к целому ряду разногласий. Отсутствие стандартной ме- тодики и в особенности технической методики для мае- сового технического анализа один из острых моментов вообще дальнейшей работы с апатито-нефелинами. Вопросы экономики и в частности пятилетнего плана на конференции были затронуты недостаточно полно. Однако, получение в собранном виде точных и ясных све- дений значительно помогло Тресту „Апатит “ при перера- ботке первых наметок пятилетки в пятилетний подробной план работ и дало возможность закончить его соста- вление в весьма короткий срок. Нужно только отметить, J что вопросом снабжения топливом производств Север­ ного Комбината занималась отдельная, специально вы- деленная, комиссия. Был заслушан подробный доклад Инсторфа, как об исследованных торфах Кольского по- луострова, так и о возможности организовать техноло- гическую переработку Кольского торфа с целью полу­ чения смолы и кокса. Опыты показали возможность по­ лучения хорошего качества смолы, вполне применимой для целей флотации, кокс же получался плотный, бле- стящий в изломе, звонкий, причем выход кокса соста­ влял 9 7 ,0 8% с теплотворной способностью в 7 9 9 1 ,9 к /кг. На основании результатов опытов Инсторфом присту- плено к проекту торфо-коксовальной печи. Общие запасы торфа-сырца в среднем достигают : 2 5 3 млн. м3, из них топливного торфа 2 4 7 млн. м3 и изоляционного, подстилочного около 6 млн. м3. Общие залежи топливного торфа в уже обследован­ ных районах достигают 33 млн. тонн воздушно-сухого торфа. Средняя глубина залежи в среднем составляет 1,6 м. Так как решен вопрос о том, что комбинат будет работать не только на торфах, но, главным образом, на угле, то были освещены все возможности его получе­ ния и в частности особое внимание было уделено углям из Печорского бассейна. Возможность их получения становится реальностью завтрашнего дня благодаря тому, что снабжение Комбината топливом составляет часть топливного баланса всей Ленинградской области, доста­ точно напряженного и базирующегося до сих пор глав­ ным образом на Донецкой угольной базе. Вопрос ис­ пользования Печорских углей стоит на очереди и по постановлению СТО от 27/111-32 г. на Печоре будет в ближайшее время заложено 5 шахт. Вопрос транс­ порта Печорских углей также будет разрешен, повиди- мому, комбинированным водно - железнодорожным пу­ тем, а не морским, как предполагалось ранее. Таким образом, топливом Комбинат будет обеспечен.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz