Карело-Мурманский край. 1932, N3-4.
26 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 3—4 ностей, было подробно освещено в докладах участников конференции. Главный интерес, конечно, вызвали сообщения о ходе работ по проектированию завода окиси алюминия в Кандалакше, а также о продолжающихся работах ГИПХ ’а по упрощению и усовершенствованию самой схемы про изводства. Существующая в настоящий момент кажется довольно сложной, но если сравнить ее со схемой получения окиси алюминия из бокситов, то они будут совершенно ана логичны. Несмотря на то, что проектирование завода окиси алюминия почти закончено, конференция отметила необ ходимость дальнейших исследовательских работ по изу чению вопросов о стойкости алюминатных растворов и получения окиси алюминия без обескремнивания. По форпроекту для завода предполагалось получить часть оборудования из-за границы на сумму около ЗИ млн. долларов, по последним же данным, сообщенным на конференции Гипрохимом, удалось совершенно отка заться от импорта, все оборудование будет сделано на заводах СССР. Использование нефелина идет тремя путями или— ис пользуется содержащаяся в нем кремнекислота (сили- когель, кожа), или глинозем (окись алюминия) или ще лочи (стекло). Работами во всех 3 направлениях выяснено, что помимо производства окиси алюминия из нефелина, для последнего имеется еще 2 3 дороги, ведущие в промы шленность. На этих путях нефелин испытывают, про буют с более или менее обнадеживающими результа тами. Уже на сегодняшний день ясно, что во всех 23 от раслях промышленности с одинаковым успехом нефелин не сможет быть применен. Если в керамике для северных областей вытеснение им полевого шпата уже очевидно, если для производ ства силикогеля нефелин является незаменимым сырьем, если опыты по применению нефелина для коагулирова ния воды, нефелинования почв, получения водоупорных тканей, пропитки древесины и пр. дают положительные результаты, то с другой стороны, нефелин в резиновой промышленности еще не нашел, несмотря на ряд опы тов, своего применения, получение из него ультрама рина является вопросом спорным, в сахарной промыш ленности на сегодня с ним пока успешно конкурирует известь, и наконец в стекольной промышленности, где, казалось бы, будущее нефелина обеспечено и где ряд заводов северных областей второй год работают на не фелиновом сырье, фактически нефелин применяется только благодаря острому дефициту в кондиционных щелочах. Таким образом, из всех теоретических возможностей предстоит окончательно выявить 2 — 3 ведущие отрасли промышленности, в которых, в конечном счете, он и бу дет использоваться. Но многочисленные опыты, прове денные с нефелином, не пропали даром. Нефелин толк нул технологическую мысль на новый путь изучения кремневых силикатов и заставляет сейчас пытаться при менить выработанную на нефелине методику и к другим минералам, не считавшимся до сих пор полезными ископаемыми, а именно к оливинам. Оливин это магне зиальный силикат с закисью железа, дающий при раз ложении кислотами такое же кремневое стекло, как в не фелине, с той однако разницей, что в нем щелочи за менены магнием. Перспективы применения оливина, особенно в цемен тном и дорожном деле, достаточно широкие. Дебатировался на конференции и такой животрепе щущий вопрос, как работа обогатительной фабрики 1 -й очереди, особенно сильно интересующий местных работников-практиков. В работе фабрики за истекший период был ряд труд- ных моментов, которые не могли быть предусмотрены проектом, благодаря тому, что фабрика по обогащению апатитов является не только первой, но и единственной в мире. Большая часть неполадков произошла от недостато i- ной изученности свойств самой руды, особенно в мок- ром виде. Мокрая мелочь зимою смерзалась и забивала бункера, останавливая этим всю работу фабрики. К вопросам, требующим самых серьезных исследова тельских работ, относится и методика взятия средней ' пробы, не установленная до сих пор, что приводит к целому ряду разногласий. Отсутствие стандартной ме- тодики и в особенности технической методики для мае- сового технического анализа один из острых моментов вообще дальнейшей работы с апатито-нефелинами. Вопросы экономики и в частности пятилетнего плана на конференции были затронуты недостаточно полно. Однако, получение в собранном виде точных и ясных све- дений значительно помогло Тресту „Апатит “ при перера- ботке первых наметок пятилетки в пятилетний подробной план работ и дало возможность закончить его соста- вление в весьма короткий срок. Нужно только отметить, J что вопросом снабжения топливом производств Север ного Комбината занималась отдельная, специально вы- деленная, комиссия. Был заслушан подробный доклад Инсторфа, как об исследованных торфах Кольского по- луострова, так и о возможности организовать техноло- гическую переработку Кольского торфа с целью полу чения смолы и кокса. Опыты показали возможность по лучения хорошего качества смолы, вполне применимой для целей флотации, кокс же получался плотный, бле- стящий в изломе, звонкий, причем выход кокса соста влял 9 7 ,0 8% с теплотворной способностью в 7 9 9 1 ,9 к /кг. На основании результатов опытов Инсторфом присту- плено к проекту торфо-коксовальной печи. Общие запасы торфа-сырца в среднем достигают : 2 5 3 млн. м3, из них топливного торфа 2 4 7 млн. м3 и изоляционного, подстилочного около 6 млн. м3. Общие залежи топливного торфа в уже обследован ных районах достигают 33 млн. тонн воздушно-сухого торфа. Средняя глубина залежи в среднем составляет 1,6 м. Так как решен вопрос о том, что комбинат будет работать не только на торфах, но, главным образом, на угле, то были освещены все возможности его получе ния и в частности особое внимание было уделено углям из Печорского бассейна. Возможность их получения становится реальностью завтрашнего дня благодаря тому, что снабжение Комбината топливом составляет часть топливного баланса всей Ленинградской области, доста точно напряженного и базирующегося до сих пор глав ным образом на Донецкой угольной базе. Вопрос ис пользования Печорских углей стоит на очереди и по постановлению СТО от 27/111-32 г. на Печоре будет в ближайшее время заложено 5 шахт. Вопрос транс порта Печорских углей также будет разрешен, повиди- мому, комбинированным водно - железнодорожным пу тем, а не морским, как предполагалось ранее. Таким образом, топливом Комбинат будет обеспечен.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz