Карело-Мурманский край. 1932, N3-4.

20 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 3—4 б) по части алюминиевой — шламы и углекислая натриевая и калиевая щелочь (отходы аавода окиси алю­ миния по щелочному методу), сиштоф и сульфиты натрия и калия (отходы процесса получения окиси алюминия по сульфитному методу). Из перечисленных видов отходов внутри Комбината будут утилизироваться окись углерода (в качестве то ­ плива), углекислая натриевая и калиевая щелочи и шламы, все расчеты по которым входят в приведенные данные по основной продукции Комбината. Крайне важное значение из перечисленных видов от­ ходов имеет шлам, из которого согласно произведенных в последнее время Всесоюзным Институтом Строймате­ риалов опытов доказана полная возможность получения цемента. Это последнее обстоятельство приобретает исключительную важность для Северной Карелии ввиду отсутствия там стройматериалов, тем более, что этот вид производства не потребует привоза извне каких-либо других видов сьрья. На базе указанного шлама проек­ тируется цементный завод мощностью в 3 0 0 .0 0 0 т. ежегодного выпуска цемента и с окончанием постройки его не позднее, чем в 1937 г. Капитальные вложения по этому заводу ориентировочно определены в 3 , 0 млн. руб., а себестоимость тонны цемента в 2 0 р. Ежегодная продукция цементного завода в ценностном выражении определяется в 6 ,0 млн. руб. Небезынтересно отметить крайнюю простоту производства из шламов цемента, качеством не уступающего портланд-цементу. Институтом стройматериалов предложен метод производства, заклю­ чающийся в подсушивании шлама и прибавке к нему катализатора (напр., гипса), после чего шлам превра­ щается в вяжущее вещество. Кроме исключительного значения, которое будет иметь цементный завод в деле снабжения стройматериалами строительства Треста и всей Северной Карелии и Коль­ ского полуострова, роль его еще более увеличивается в связи с возможностью передача части продукции Ленин­ градской области и Северному краю, для которых во втором пятилетии цемент явится дефицитным продуктом. Остальные отходы, к которым относятся феррофосфор, окись углерода, шлаки, сульфиты натрия и калия и си­ ш тоф ,— также будут утилизированы и найдут примене­ ние в различных отраслях промышленности как в пре­ делах Треста, так и за его пределами. Значение этих отходов может быть охарактеризовано хотя бы тем об ­ стоятельством, что за все пятилетие ценностное выражение их будет превышать 1 0 млн. руб. Как неоднократно отмечено уже выше, энергетиче­ ские рессурсы в системе Треста, являющиеся одним из важнейших лимитирующих элементов, определяют в о с­ новном мощность и размеры комплекса производств. При наличии в Хибинах богатейших запасов сырья — теоретически масштабы производства могли бы быть не­ ограниченными, если бы лимитом в этом отношении не послужили запасы энергии. Единственным (в основном) источником электрической энергии для Комбината могут явиться только располо­ женные в Северной Карелии, и как бы кольцом окай­ мляющие Кандалакшу, реки: Нива, Ковда и Кольвица. Общая мощность запроектированных на этих реках гидро­ электростанций к концу пятилетки определяется ориен­ тировочно в 281 тыс. клвт. (или 1 .8 0 0 млн. клвт./час установленной мощности); в первые же годы возможная выработка энергии будет значительно ниже, колеблясь от 3 7 ,5 тыс. клвт. в 193 3 г. (2-ая установка на р. Ниве) до 10 9 тыс. клвт, в 1935 г. (все 3 установки на р. Ниве). Кроме Треста „Апатит" потребителями гидроэнергии на протяжении 2 -го пятилетия явятся также Мурманская жел. дор. и завод титановых белил. За вычетом потреб­ ностей этих двух объектов, выражающихся в 50 тыс. клвт./час в год (или 1 9 0 млн. клвт./час), и потерь в сети самих станций, составляющих 14 тыс. клвт. (или 8 0 млн. клвт./час), в распоряжении Треста „Апатит" к 19 37 г. останется свободными 2 1 6 тыс. клвт. (или 1 4 3 0 млн. клвт./час) гидроэнергии. В виду потребности некоторых звеньев Комбината в технологическом паре, кроме гидростанций проектируется постройка дополнительно 2 теплоэлектроцентралей (по одной в Хибиногорске и Кандалакше) общей мощностью до 2 0 тыс. клвт. Совместно с указанными выше резер­ вами гидроэнергии — общее количество возможной к по­ лучению Трестом в конце пятилетия электроэнергии выразится, таким образом, цифрой порядка 2 3 5 тыс. клвт. или 1 5 2 0 млн. клвт. часов средней годовой мощности. Именно в зависимости от этих количеств и в точном с ними соответствии и запроектированы размеры и мощ­ ность всего комплекса Треста вообще и отдельных очередей его в частности. Для завода окиси алюминия в качестве спекающего вещества необходим известняк в количестве 3 2 0 тыс. т в год. Несмотря, однако, на отсутстбие в Северной Ка­ релии и на Кольском полуострове месторождений изве­ стняков промышленного значения, эту проблему в настоя­ щий момент можно считать разрешенной путем исполь­ зования известняка Орлецовских месторождений (в районе Архангельска). Работы в направлении организации раз­ работок уже ведутся и согласно постановления Президиума Севкрайисполкома от 14/Х1— 31 г. доставка известняка в Кандалакшу может быть вполне обеспечена. Одним из наиболее серьезных по трудности разрешения является вопрос топлива. Особенности этого вопроса заключаются в том, что потребности всех видов производства Треста и главным образом Кандалакшского Химического Комбината в то ­ пливе, в силу специфических условий процессов произ­ водства и сравнительно больших размеров последнего, чрезвычайно велики, между тем как топливные рессурсы Кольского полуострова и Карелии незначительны и не могут полностью покрыть потребности в них. О значительности размеров потребности в топлив можно судить на основании того, что к концу пятилетия ежегодный расход топлива одних только промышленных предприятий Треста составит в переводе на условное (7 0 0 0 калорий) топливо не'менее 5 0 0 тыс. т. Несмотря на сравнительно богатые запасы леса на Кольском полуострове (общая площадь 10 ,4 млн. га) и в АКССР (7 ,4 млн. га), дровяная древесина более или менее значительным источником покрытия потреб­ ностей в топливе служить не может. Объясняется это тем, что в огромном большинстве леса эти расположены на далеком от Кандалакши расстоянии, сплошь и рядом вырублены вдоль линии ж. д. и сплавных рек, требуют значительных капиталовложений для организации эксплоа- тации их и т. д. По этим причинам, а также в силу и других обстоятельств (расширение экспорта леса, исполь­ зование последнего для целей лесохимии и т. д .) ориен­ тация Комбината на древесное топливо экономически не эффективна и ни в коем случае невозможна и нецеле­ сообразна. Неразрешенным окончательно (в ту или другую сто­ рону) к настоящему времени является и вопрос об ис­ пользовании Комбинатом таких видов топлива, как шунгит,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz