Карело-Мурманский край. 1932, N1-2.

№ 1— 2 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 79 Фотография в социалистическом строительстве Карелии Успехи социалистического строительства трех лет первой пятилетки выдвигают необходимость максимального использования всего, что может в какой-либо мере способствовать усилению темпов развития социалистиче­ ской экономики и культуры нашей страны. В этом отношении фотографирование имеет колоссальное зна­ чение и широкие возможности развития и практического применения, успешно содействуя делу социалистического - строительства. Фиксация нового строительства, создание нового быта, применение новых форм социалистического труда — £ ударничества, соц. соревнования и т. д. особенно важны в целях взаимного обмена опытом в области наших достижений и популяризации их в широкой массе населе­ ния Советского Союза и среди зарубежного пролетариата. Вопросы краеведения, научно-исследовательские работы, политпросветработа, учебные занятия и т. д. требуют значительного количества показательного материала, что преимущественно дает фотографирование. Использование в этом деле одних специалистов слиш­ ком недостаточно, чтобы покрыть даже незначительную часть потребности в иллюстративном материале. Отсюда вытекает необходимость широкого участия во всех меро­ приятиях по соцстроительству фотолюбителей, которые в условиях Карелии в своем большинстве стояли в сто- роне от этих задач. 1-я Всекарельская фотовыставка, проведенная весной 1931 года и являющаяся первой попыткой организацион­ ного охвата фотокружков и фотолюбителей, окончилась неудачно. По инициативе Карельского Научно-Исследоаательского Института, Музея, отделения Востоккино и группы актив­ ных фотоработников поставлен вопрос о проведении 2-й Всекарельс^ой фотовыставки. Недостатки 1-й выставки дали некоторый опыт для проработки плана устройства выставки с привлечением заинтересованных организаций.., Перед карельскими фотоработниками стоят в настоящий момент три основных вопроса: организационно спаять разрозненные силы фотолюбителей, переключить фотора­ боту на обслуживание очередных задач социалистического строительства и начать решительный поход за овладение фототехникой. В соответствии с этим в настоящий момент задачи, стоящие ‘перед фотографами Карелии, можно определить, примерно, следующими моментами. В о б л а с т и ф о т о т е х н и к и . Прежде всего следует ознакомиться с некоторыми историческими открытиями в области фотографии, чтобы можно было оценить те глубочайшие достижения и успехи, которые фотография имеет за последние десятилетия. Экспонируя заграничные новинки в области фото­ аппаратуры с целью ознакомления с последними достиже­ ниями, мы должны уделить особенное внимание достиже- ^ ниям советской фототехники и оптики, быстро освобожда­ ющейся от иностранной зависимости. В фотоработе чрезвычайно существенным вопросом является выбор сюжета для съемки. В фотографии не должно быть бесцельного щелкания затвором и произ­ водства ненужных негативов. Каждый снимок должен быть организован и отражать какой-либо факт, какое- либо явление, имеющее хотя бы некоторую значимость в деле развития социалистической экономики и культуры. Здесь приобретает особое значение установка камеры, точность наводки (установление фокуса), правильность экспозиции, съемка при искусственном освещении (лампы, магний и т. д.). Все эти детали требуют особого внимания вопросу устройства фотолаборатории от самой примитивной лаборатории начинающего фотографа-любителя до сложной лаборатории с массой необходимой для работы фото­ аппаратуры и приспособлений. Надо к этому добавить, что образцово поставленных фотолабораторий в Карелии совершенно нет. Выставка должна дать ясное представле­ ние о диференцированном лабораторном оборудовании в различных условиях работы. Повышение фототехнических знаний подчеркивает исключительную важность изобретательства. Мы в Карелии имеем несколько удачных примеров сконструирования фотоаппаратов из бросового магерияла силами фото- любителей-учащихся ФЗС, составление сложных фото­ монтажных работ, приготовление различных рецептур, тонировка и т. д. Уже эти, правда, еще довольно скромные примеры характеризуют значительную тягу к изобрета­ тельству в области фотографии. Для систематического повышения знаний следут иметь хотя бы очень неболь­ шую справочную библиотечку фотолитературы, которая во всех затруднительных случаях может дать тот или иной ответ. В о б л а с т и о р г а н и з о в а н н о г о ф о т о л ю б и ­ т е л ь с т в а стоят громадные задачи. Развертывающаяся ^деятельность фотокружков не может проходить мимо колоссальных социально-экономических сдвигов. Фото­ любители, организационно объединенные в кружки, должны решительно бороться за выполнение производ­ ственных планов и прежде всего планов своего произ­ водства. Примерно, транспортный фотокружок должен со всей решимостью бороться за выполнение транс­ портной программы, отражая в своей фотопродукции лучшие паровозные бригады, работу ударников, станцион­ ных депо и мастерских и т. д. Борьба за лес, за рыбу, за коллективизацию сельского хозяйства, за освоение новых ископаемых богатств, за реконструкцию и развертывание новых областей промышленности есть ударная работа фотокружков. Кружки военных организаций должны бороться за лучшую подготовку красного бойца, за повышение обороно­ способности нашей страны и т. д. Новые формы социалистического труда— ударничество, соц. соревнование, борьба за выполнение промфинплана; выполнение 6 исторических условий тов. С т а л и н а ; вопросы культурного строительства — политехнизация школы, всеобуч и ликбез, культпоходы, здравоохранение, физкультура и многие другие вопросы могут быть пре­ красно отражены в фотоиллюстрированном материале. В своей повседневной работе фотокружки не должны особенно распыляться. Стремление охватить все без какой- либо определенной ориентации приводит к бесплодной работе и часто не дает никаких результатов. Наоборот соблюдение отраслевого принципа дает большую полноту собранного материала и картинно освещает данную область работы. В отличие от организованного фотолюбительства мы имеем много одиночек-фотолюбителей, разбросанных по всей республике. Если отдельные фотокружки выпол­ няют некоторый социальный заказ, то индивидуальный

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz